Блок мне удивительный вчера приснился сон

Мне удивительный вчера приснился сон я ехал с девушкой стихи читавшей блока

«Не более, чем сон» И. Северянин

«Не более, чем сон» Игорь Северянин

Мне удивительный вчера приснился сон:
Я ехал с девушкой, стихи читавшей Блока.
Лошадка тихо шла. Шуршало колесо.
И слезы капали. И вился русый локон…

И больше ничего мой сон не содержал…
Но потрясенный им, взволнованный глубоко,
Весь день я думаю, встревожено дрожа,
О странной девушке, не позабывшей Блока…

Анализ стихотворения Северянина «Не более, чем сон»

Яркий, феерический талант Игоря Северянина заключался не только в том, что он умел эпатировать публику, подчиняя ее своей воле. Поэт в совершенстве владел литературным слогом и мог находить темы для своих произведений буквально из неоткуда. Даже в эмиграции он продолжал следить за жизнью в России и нередко сокрушался тому, что многие талантливые люди стали жертвами нового строя. Те, кто не успел покинуть родину, фактически были обречены на забвение. Их использовали для популяризации революционных идей, но лишь до тех пор, пока в этом булла нужда. История знает десятки примеров, когда по-настоящему талантливые поэты и писатели «выходили в тираж» сразу же после смерти – новая власть не позволяла создавать кумиров, которые могли стать лидерами даже тогда, когда их земной путь уже завершился.

Этому необычному феномену и посвящено стихотворение «не более, чем сон», написанное в 1927 году. Игорь Северянин уверял, что все события, которые легли в основу этого произведения, реальны. То есть, ему действительно приснился сон, в котором он «ехал с девушкой, стихи читавшей Блока». Однако удивительным в этом было не то, что 40-летний поэт видел себя в экипаже с юной особой, а то, что она увлекалась творчеством опального поэта. К тому времени Александр Блок уже скончался, а его произведения были преданы забвению. Более того, власти упорно распространяли слухи о том, что перед смертью поэт сошел с ума. Иначе как объяснить его желание уехать за границу и соответствующее прошение, поданное в наркомат иностранных дел? Так или иначе, но у советских чиновников были весьма веские причины для того, чтобы вычеркнуть Блока из истории литературы, навесив ярлык неблагонадежного товарища.

Игорь Северянин был прекрасно осведомлен о том, как после смерти советское правительство разделалось с творческим наследием Блока. Именно поэтому его до глубины души поразил этот удивительный сон, в котором таинственная незнакомка проявила такой интерес к стихам поэта. «И слезы капали. И вился русый локон», — отмечает автор.

Он очень долго находился под впечатлением от этого необычного сновидения, постоянно думая «о странной девушке, не позабывшей Блока». Однако разум подсказывал поэту, что в реальной жизни такого попросту не может быть, потому что нынешнее поколение молодых особ воспитано на совсем иных литературных произведениях. Поэтому Северянин приходит к выводу, что все увиденное — не более, чем сон. Красивый, обнадеживающий, но не имеющий ничего общего с действительностью.

Игорь Царев в плену у Незнакомки. Вечность-1

В ПЛЕНУ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА ВЕЧНОСТЬ И.ЦАРЕВА

Мне удивительный вчера приснился сон:
Я ехал с девушкой, стихи читавшей Блока.
Лошадка тихо шла. Шуршало колесо.
И слёзы капали. И вился русый локон.

И больше ничего мой сон не содержал.
Но, потрясённый им, взволнованный глубоко,
Весь день я думаю, встревожено дрожа,
О странной девушке, не позабывшей Блока.
И. Северянин

http://www.youtube.com/watch?v=8ycQVGnnXrk — стихотворение «Город»,
http://www.youtube.com/watch?v=bQCw5c1rfsE — «Тобол»
http://www.youtube.com/watch?v=IMS6YhQ-Rdk
— еще три стихотворения Игоря Царева

Серебряный век оборвался внезапно, едва успев начаться. Он заполыхал ясным пламенем в пожарищах бунта бессмысленного и беспощадного.
В 1917 году А. Блок и В. Маяковский на Сенатской площади, около одного из тех костров столкнулись на миг, чтобы разойтись уже навсегда. И странная фраза:

— А у меня в усадьбе сожгли библиотеку, — была совершенно непонятна тому, кто одержимо мечтал о мировом пожаре и грозился сбросить бога с небес.

До библиотек ли было тогда, когда рушился мир, и все-таки именно уничтоженная библиотека – символ вечной жизни слова- была самым страшным кошмаром, самой большой потерей для А. Блока. Серебряный век канул в Лету, но ведь ничто не исчезает бесследно, в мире нет ничего нового.
Не случайно же И.Северянина значительно позднее, когда погиб сам Блок, так потрясла сцена, которую он описывает в своем стихотворении

Весь день я думаю, встревожено дрожа,
О странной девушке, не позабывшей Блока

На самом деле в этом эпизоде есть глубочайший смысл –мир не канул в Лету, пока мы не позабыли А.Блока, первого поэта серебряного века, самой страшной бедой для которого стала уничтоженная библиотека.
Такая вот странная связь наметилась.

В другом своем стихотворении, избранный королем поэтов, Игорь Северянин напоминает «тусклым сиятельствам», что
Во времена Северянина следует знать, что за Пушкиным
Были и Блок и Бальмонт

И все титулы, звания, награды перед истинными творцами –ничто. Мир не прекратит своего существования, пока мы помним об А. Блоке. И у нас всегда есть возможность вернуться в серебряный век русской поэзии, пока традиции Блока не нарушаются, пока его творчество остается главным мерилом Поэзии.

Об этом я думала, когда пыталась определить и традицию, и новизну в творчестве Игоря Царева.

То, что серебряный век в его творчестве — точка отсчета – сомнения не было — стихотворение «Когда в Елабужской глуши», прозвучавшие за несколько дней до ухода, в тот момент, когда ему вручали литературную премию – яркое тому свидетельство. Стихотворения, обращенные к Волошину и самому Северянину – свидетельствуют о том же. И все-таки начать анализ в контексте стихотворений о серебряном веке хочется со «Старой Незнакомки», потрясшей многих, из тех, кто открыл этот текст в разное время. Вот та точка отсчета, где становится ясно – Игорь Царев вышел оттуда, это его стихия, его начало.
И словно бы ясная подсказка, одна из последних рецензий 30 марта, а Игорь отвечал всем нам в последний раз 1 апреля, больше я его реплик не видела.

Рецензия о том же самом, о чем я все время думаю
http://stihi.ru/rec.html?2013/03/30/5939
Рецензия на «C высоты своего этажа» (Игорь Царев)

а я-то наивно полагал, что канул в Лету серебряный век.
читая вас, понимаю, как заблуждался. приятное открытие!

Борис Виноградов 30.03.2013 12:14
🙂 Значит, заходите еще

Игорь Царев 01.04.2013 16:32

То, что серебряный век не канул в Лету, а продолжил свое существование – это было очевидно многим.

Творчество Игоря Царева находится где-то в промежуточном этапе между символизмом А.Блока и акмеизмом Николая Гумилева.

Для обоих поэтов А. Блок остался мерилом того высшего напряжения духа, но наступали иные времена, и тот и другой стремились к предельной яркости и стиля, и смысла — от всей таинственности и усложнённой, многослойности метафор символизма нужно было вернуться к простоте и прозрачности текста.

И это им в равной мере удалось, с той лишь разницей, что Н. Гумилеву прожить пришлось до обидного мало, он только приступил к творению этой прозрачной гармонии, так чаровавшей многих.
Но и для того, и для другого творчество А .Блока осталось путеводной звездой, потому что представить серебряного века без него было невозможно.

А потому знаковым стихотворением для Игоря Царева стала «Старая Незнакомка» Эпиграф здесь из той «Незнакомки», легенды о которой будоражат наши умы до сих пор.

В воспоминаниях поэтов серебряного века все время мелькает эпизод, как впервые появился А. Блок на башне В. Иванова, и долго был не замечен знаменитыми поэтами, а потом на рассвете уже изрядно выпивший К. Бальмонт, издеваясь над новичком, попросил его тоже что-нибудь почитать. И он прочитал «Незнакомку», кто-то говорил, что читал он ее еще пять раз, кто-то утверждал, что семь. Но стихотворение так потрясло мэтров, что снисходительная усмешка исчезла с их лиц и никогда больше не появлялась. Они были зачарованы именно этим текстом, который навсегда оставался для Блока знаковым. Над тайнами его бьются литературоведы до сих пор, а А. Блок только загадочно улыбается, взирая на все наши усилия.

И трудно представить мне современного поэта, который сегодня бы решился написать что-то по мотивам этого шедевра, ставшего символом эпохи, а вот Игорь Царев решился, да еще в ключе прозрачности и невероятной ясности акмеизма, удачно избегая туманов и обманов символизма, что само по себе непростая задача. Это еще и рискованно, потому что исчезает тайна, на которой и держится сюжет текста. Ведь там мы так и не понимаем до конца, была ли женщина, реальна она или только призрак, только воспоминание о первой любви. И скорее всего, это «только первая снится любовь». А как же в другой системе передать то невероятное состояние и чувства, и тайну, и портрет прекрасной женщины? Кажется, что все усилия поэта обречены на провал. Но не торопитесь выносить приговор. Загляните в текст.

Старая незнакомка
Игорь Царев

Дыша духами и туманами.
А.Блок

* * *
По скользкой улочке Никольской,
По узкой улочке Миусской
В разноголосице московской —
Едва наполовину русской,
Ни с кем из встречных-поперечных
Встречаться взглядом не желая,
Вдоль рюмочных и чебуречных
Плывет гранд-дама пожилая.

Ни грамма грима, ни каприза,
Ни чопорного политеса,
Хотя и бывшая актриса,
Хотя еще и поэтесса,
Среди земных столпотворений,
Среди недужного и злого,
В чаду чужих стихотворений
Свое выхаживает слово.

В былинной шляпке из гипюра
Или другого материала,
Она как ветхая купюра
Достоинства не потеряла.
В нелегкий век и час несладкий
Ее спасает книжный тоник,
Где наши судьбы — лишь закладки
Небрежно вставленные в томик.

Действие переносится в Москву, что характерно для Игоря, москвича, любящего этого город, скорее всего это все-таки день, а не вечер, потому она так ясно прорисована. И вроде бы совсем не похожа на ту, которая появляется «дыша духами и туманами».

Конечно, это собирательный образ всех блоковских Незнакомок
Хотя и бывшая актриса,
Хотя еще и поэтесса,

— бывшая актриса и вот уже великолепная Наталья Николаевна Волохова, та сама, которая пришла в его жизнь сразу же после написания шедевра, она стала Снежной маской и Снежной Девой, и столько удивительных стихотворений ей было посвящено.

Поэтесса, — и возникает в памяти образ А. Ахматовой «Я пришла к поэту в гости». И это тоже она, обессмертившая его в своих посланиях, и поведавшая нам, что «У него глаза такие, что влюбиться каждый должен».
Но в современном мире она, конечно, скользит как тень, разглядеть которую может только поэт из Блоковского круга, круга избранных, отмеченных, каким и был Игорь Царев. Как бы ни грустно это было сознавать, но сегодня он уже ближе к самому Блоку, чем к нам, и возможно на той самой лунной дорожке он сможет прочитать свое великолепное стихотворение.

Как и сам поэт, она ощущает себя чужой в этой шумной и яростной столице, где чаще всего не живут, а выживают, у нее же особая миссия, она
В чаду чужих стихотворений
Свое выхаживает слово.

Мы знаем по запискам и воспоминаниям самого А. Блока, что он всегда был влюблен в актрис, и Игорь Царев в данном случае выступает адвокатом поэтесс, вероятно, они ему ближе и понятнее, и до сих пор за них некому было заступиться перед Блоком и историей.

Многих поражают следующие две строчки в характеристике героини

Она как ветхая купюра
Достоинства не потеряла.

И на самом деле на улицах столицы каждый из нас еще имел радость встречать вот таких вот старых дам, невероятных, прекрасных, которыми можно всегда любоваться, потому что они и живут, и несут себя миру достойно до самого конца. Они действительно заглянули в наш бурный мир из той эпохи. Встречали многие, а вот написать о них, так написать смог только Игорь Царев.

Есть множество воспоминаний о К.М. Садовской, первой возлюбленной поэта, которой и было посвящено стихотворение «Незнакомка». Она до самой смерти хранила письма поэта, перевязанные алой лентой, и доктор, ее лечивший, большой поклонник А.Блока, видел единственное ее сокровище –пачку этих писем, и не мог поверить, что это та самая женщина…

На этот раз героиня Игоря Царева хранит другое сокровище

В нелегкий век и час несладкий
Ее спасает книжный тоник,
Где наши судьбы — лишь закладки,
Небрежно вставленные в томик.

Это томик стихотворений, вероятно, тот самый, о котором с таким восторгом говорил Игорь Северянин

Я ехал с девушкой, стихи читавшей Блока.

Не та ли самая эта девушка, которая прожила долгую жизнь и сохранила тот самый томик стихотворений с засохшими цветами, с закладками, которые остаются на память о каких – то важных событиях.

Если поэтам доведется встретиться на той самой лунной дорожке, то это стихотворение Игоря Царева для Александра Блока должно быть тем чудным даром, который искупает все горечи и страдания, выпавшие на долю первого поэта серебряного века.

А что же по этому поводу осталось в рецензиях, которые стали сегодня для нас основной доказательной базой и живыми свидетельствами того, о чем я пытаюсь рассказать:

Похоже на «Незнакомку» Блока, через сколько-то лет.
Нравится!

Рукавишникова Юлия 04.12.2011 20:58 •
🙂 Так и задумывалось. Рад, что это читается между строк

Игорь Царев 04.12.2011 21:04

Хотел даже назвать текст «Старая незнакомка». Но потом решил, что посыл и так прозрачен 🙂
Игорь Царев 05.12.2011 12:04

А когда читательницы вспоминают о том, что в стихотворении было еще и продолжение, оно возникает в рецензии у Игоря, так мы открываем еще одну тайну этого текста:

Я вообще-то и хотел сказать, что земная жизнь без жизни книжной — бедна и тщетна :)) Но окончание можно мысленно проговаривать так:

В нелегкий век и час несладкий
Ее спасает книжный тоник,
Где наши судьбы — лишь закладки
Небрежно вставленные в томик.
Где седовласые вершины
Над серой плоскостью взмывают
И поливальные машины
Следы с асфальта не смывают.

Игорь Царев 09.12.2011 15:28

Есть еще и вот такое интересное замечание по поводу этого стихотворения:

Такие ещё живут в Москве. Их пошло и точно называют «уходящая натура».
Я ничего о Вас не знаю, но мне кажется Вы — петербуржец, или ленинградец (как угодно).И если это так, то большое спасибо — отдельное — за чувство Москвы.

Джина Церович 18.02.2012 17:08 •

🙂 Я в Питере в институте учился
Игорь Царев 20.02.2012 10:54

И снова читатели говорят о том, что вспомнили и Бродского, и ясно увидели в Незнакомке А.Ахматову.

Когда есть столько различных контекстов, то сразу ясно, что текст настоящий, очень глубокий, и очень интересный.

Последняя реплика Игоря Царева по этому поводу:
Да, внутренний отсыл к классике придает тут некоторый шарм. Рад, что это ощущается не только мной 🙂

Игорь Царев 13.12.2011 13:47

Это только самый первый штрих для того, чтобы вписать творчество Игоря Царева в поэзию серебряного века.

Нам еще предстоит обратиться к стихам, посвящённым М. Цветаевой, И. Северянину, Б. Пастернаку, Н. Гумилеву, к другим мотивам и темам самого Блока, которые прослеживаются в творчестве, о которых в рецензиях говорит поэт.

В итоге открывается такая невероятная картина со-творчества, перекличек, о которой только догадывался в одной из последних рецензий один из читателей

От Старой Незнакомки, из серебряного века вместе с Игорем Царевым мы возвращаемся в нашу реальность, чтобы вместе с поэтом взглянуть еще на один портрет, по силе воздействия, это творение достойно кисти Рембрандта, кстати Игорь упоминал в рецензиях, что он учился рисовать, но потом это дело оставил, хотя у него есть навыки портретиста, и теория живописи ему, судя по всему, известна.

А вот рисовать портрет еще одной своей замечательной героини, ему приходится снова словом, вместо картины появляется стихотворение.
В ней есть что-то и от той, первой, играющей главную роль в этой статье, но тут картина выпуклее, больше деталей, мы отходим от духов и туманов А. Блока в суровую реальность, реальность печальную, на первый взгляд
Исчезнув с московских улочек, Незнакомка вернулась к себе домой.
* * *

Мышиный запах запустения
Витает в старческой обители.
Молчат поникшие растения,
Как будто чем-то их обидели.

А их хозяйка с кожей матовой
Почти дворянского сословия…
Стихи целебные Ахматовой
И валидол у изголовья…

Жизнь — патефонная иголочка,
Скрипит давно немодной песнею.
На ужин только хлеба корочка,
Ведь снова задержали пенсию.

Но память о годах без отчества,
И грезы о былых поклонниках
Лимонной долькой одиночества
Украсят постный «чай со слоником».

И пусть невесел день рождения,
Душа не ведает усталости.
Она участник восхождения
К седой вершине звездной старости.

Часы идут как заведенные,
Качая маятник размеренно,
Но время, Богом отведенное,
По счастью, никому не ведомо.

Удивительный образ, вписанный уже не в вечность, а в реальность комнаты, где все бедно, но достойно.
Стихи целебные Ахматовой и чай со слоником, — вот что главное в этом мире.

Игорь Царев не боится взглянуть в глаза старости, показывает нам ее во всех своих порой убогих серых тонах, но чувствуется какая-то светлая печаль и достоинство человека «Почти дворянского сословия». Люди нашего поколения еще встречали таких героинь, родившихся до революции, проживших долгую и очень трудную жизнь, но не сломленных, идущих и живущих с прямой спиной и расправленными плечами даже в таких скудных условиях жизни, какие им чаще всего выпадали.

Вольно или невольно воспоминается знаменитый романс Апухтина «Пара гнедых»
Текст песни — Пара гнедых

Пара гнедых, запряженных с зарею,
Тощих, голодных и грустных на вид,
Вечно бредете вы мелкой рысцою,
Вечно куда-то ваш кучер спешит.
Были когда-то и вы рысаками,
И кучеров вы имели лихих,
Ваша хозяйка состарилась с вами,
Пара гнедых!

Только минор этого романса заменяется у Игоря Царева мажором, потому что все-таки таинственная и прекрасная Незнакомка А.Блока и в старости своей не может оказаться вот такой убогой и несчастной, как эта героиня

Вот отчего, запрягаясь с зарею
И голодая по нескольку дней,
Вы подвигаетесь мелкой рысцою
И возбуждаете смех у людей.
Старость, как ночь, вам и ей угрожает,
Говор толпы невозвратно затих,
И только кнут вас порою ласкает,
Пара гнедых!

Старость – печальная пора для когда-то блестящей Дамы, и может быть, впервые Игорь Царев нарушает эти законы, он показывает нам достойную старость. Потому что таким видит этот мир, и конечно, за плечами у него стоит не депрессивный и несчастный А.Апухтин, а гордый и надменный Александр Блок, сумевший в свое время сотворить чудо – явить миру вот такую Незнакомку. Но не надо забывать, что его жизненный путь оборвался в 40 лет… Он просто не мог развить эту тему.
И в подтверждение того, что это Незнакомка остается прекрасной, ею может любоваться и восхищаться любой из нас, и извечный мотив «Подайте милостыню ей» в данном случае, у Игоря Царева совершенно неуместен, его героиня и не примет эту милостыню, если кто-то захочет подать.
Но есть и еще одно стихотворение, развивающее эту тему «Старая Прага»

Сказочный город. Честно
Игорь Царев 20.01.2009 21:49

— читаем мы в рецензии к этому стихотворению, и никто не сомневается в том, что город сказочный, но ведь надо еще написать об этом так, чтобы эту сказочность увидели даже те, кто ни разу не был в Праге.

А это вовсе не так просто, как кажется.

На моей памяти впервые о Праге ТАК написал именно Игорь Царев, может быть потому, что у него были уже те два стихотворения, и это только дополнило и расширило тему ДОСТОЙНОЙ старости, которая может быть вопреки вековому опыту, доказывающему обратное, прекрасной

Прага, как старая дама в вуали —
Профиль готичен.
Здесь электрический смайлик трамвая
Анекдотичен.
Тонем в истории улочек узких —
Даты и прочерк.
Толпы туристов. Но, кажется, русских
Больше чем прочих.

Влтава гоняет усталые волны
Между мостами.
Буквы на вывеске бара неполны —
Стерлись местами.
Наши?- подсели за столик, спросили
Парни из Тынды.
Что ж, признаваться, что ты из России
Стало не стыдно.

Нас узнают не по вычурным платьям,
Не по каратам,
А по тому, как беспечно мы платим
Ихнему брату,
И по тому, как душевно гуляем,
Вольно глаголим,
Гоголем ходим, где раньше буянил
Глиняный Голем.

Темное пиво, гуляя по замку,
Мы ли не пили?
И восхищались, как держат осанку
Древние шпили.
На гобеленах в покоях монарших
Пражские ночи.
Толпы туристов. И, все-таки, наших
Больше, чем прочих.

В данном случае кроме достойной старости, поэт нам показывает еще и сказочную старость, что совсем уж фантастично, а не только поэтично, но может ли он по-другому?

И снова перед нами предстает Незнакомка, у которой «Профиль готичен», «И восхищались, как держат осанку древние шпили», здесь еще и древние прекрасные замки, где происходили самые романтичные свидания влюбленных.

Голос самого Игоря царева из рецензий к стихотворениям

🙂 Ага. Было бы совсем здорово — «Новые русские в старой Праге». Но, увы, новые ездят в Куршавель, а в старую Прагу и русские ездят старые. Не обязательно по возрасту 🙂
Игорь Царев 09.03.2009 23:47

Прага — город из сказки 🙂
Игорь Царев 25.01.2010 12:35

Прага мне понравилась. Пряничный городок. Потому писал со вкусом 🙂
Игорь Царев 19.08.2010 18:09

А мне очень понравился вот этот небольшой цикл из трех стихотворений Игоря Царева.

Это такое живописное полотно, в котором просматриваются и женские черты, и очертания Старой (сказочной) Праги, и судьба одинокой, но не сломленной пожилой Дамы, которая живет достойно…

А.Блок может гордиться таким поворотом его излюбленного сюжета и программного стихотворения, сделавшего его знаменитым.

Когда наши критиканы спрашивают, а что же такого внес Игорь Царев в современную поэзию, будем говорить условно 21 века, хотя все мы вышли из века прошлого, но все-таки дюжина лет в новом веке – это не так уж мало, многое было написано, доработано в новом столетии.

Он подхватил упавшее из рук Александра Блока гусиное перо, а такие шедевры пишутся именно гусиным пером, и попытался работать в этой традиции, Блоку не пришлось увидеть свою Незнакомку старой, Игорь Царев нам ее показывает именно такой. Согласитесь, что задача его была значительно сложнее, молодую и прекрасную Деву рисовать всегда проще.

Но со своей трудной задачей он справился блестяще, и еще дважды подтверждает свое мастерство в раскрытии этой архисложной темы
Он оставляет и нам надежду на то, что и в этих условиях можно прожить вопреки реальности даже в старости и немощи достойно.

А самое главное, что есть поэт, который это увидит, оценит и об этом напишет, и потрясет сознание любой из нас своим творением…А ведь женские образы поэтам и писателям удаются вовсе не так часто, что тоже приятно отметить в данном случае.

У Игоря Царева есть другие Блоковские мотивы, я начала именно с этого, потому что он показался мне наиболее убедительным с одной стороны, а с другой очень симпатичным и обнадеживающим всех, кому придется столкнуться со старостью и пройти и этот отрезок жизни, вспоминая дивные строки, может быть еще кто-то напишет, поднимаясь до высоты Игоря Царева. Это поэзия, которая помогает жить, вдохновляет, ведь

Но время, Богом отведенное,
По счастью, никому не ведомо.

А в финале хочется напомнить кусочек стихотворения, потрясшее когда-то мир, из которого и вышла в мир Незнакомка, тогда еще юная и прекрасная.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Вернуться мне хочется к тому, с чего все начиналось, к пронзительному стихотворению И. Северянина, в котором его потрясло то, что Блок бессмертен, потому что «Я ехал с девушкой, стихи читавшей Блока»
Это на самом деле дивный пророческий сон. Такие девушки появлялись и позднее, и сегодня мы любим А. Блока так же, как в начале прошлого века

Весь день я думаю, встревожено дрожа,
О странной девушке, не позабывшей Блока.

То же самое должно случиться и с Игорем Царевым, потому что стихотворения его не только созвучны блоковским, но они поднимают всех нам еще на одну ступеньку вверх, потому что дарят Веру, Надежду, Любовь

Игорь Северянин Не более, чем сон Не повече от сън

„НЕ БОЛЕЕ, ЧЕМ СОН”
Игорь Васильевич Лотарёв/ Северянин (1887-1941 г.)
Перевод с русского языка на болгарский язык: Красимир Георгиев

Присъни ми се дивен сън: сред път, в мъгла,
до мен девойка стихове на Блок четеше.
Летеше кончето. Скриптяха колела.
И капеха сълзи. С къдрици руси беше.

И нищо повече в съня си не видях.
Ала, разтърсен от вълнение дълбоко,
цял ден размислях в трепет, разтревожен бях
за странната припомняща си Блок девойка.

Ударения
НЕ ПОВЕЧЕ ОТ СЪН

Присъ́ни ми се ди́вен съ́н: сред пъ́т, в мъгла́,
до ме́н дево́йка сти́хове на Бло́к чете́ше.
Лете́ше ко́нчето. Скриптя́ха колела́.
И ка́пеха сълзи́. С къдри́ци ру́си бе́ше.

И ни́што по́вече в съня́ си не видя́х.
Ала, разтъ́рсен от вълне́ние дълбо́ко,
цял де́н разми́слях в тре́пет, разтрево́жен бя́х
за стра́нната припо́мняшта си Бло́к дево́йка.

Превод от руски език на български език: Красимир Георгиев

Игорь Северянин
НЕ БОЛЕЕ, ЧЕМ СОН

Мне удивительный вчера приснился сон:
Я ехал с девушкой, стихи читавшей Блока.
Лошадка тихо шла. Шуршало колесо.
И слезы капали. И вился русый локон.

И больше ничего мой сон не содержал.
Но потрясенный им, взволнованный глубоко,
Весь день я думаю, встревожено дрожа,
О странной девушке, не позабывшей Блока.

НЕ БІЛЬШЕ, НІЖ СОН (перевод с русского языка на украинский язык: Николай Сысойлов)

Менí учо́ра дивови́жний сни́вся сон:
Я ба́чив дíвчину, яка́ чита́ла Бло́ка.
Коня́чка ти́хо йшла́. Тремтíло колесо́.
І сльо́зи ка́пали. Руся́вий ви́вся ло́кон.

І більш нічо́го, сон одне́ пусте́…
Та приголо́мшений, схвильо́аний глибо́ко,
Весь день я ду́маю стриво́жено про те,
Що ди́вна дíвчина ще пам’ята́є Блока…

—————
Руският поет, писател, драматург и преводач Игор Северянин (Игорь Васильевич Лотарёв) е роден на 4/16 май 1887 г. в Петербург. Първите му поетични публикации са от 1904 г. Превежда поезия от френски, естонски, полски и югославски поети. Привърженик е на литературното направление егофутуризъм. Автор е на стихосбирките „Громокипящий кубок” (1913 г.), „Ананасы в шампанском” (1915 г.), „Соловей” (1923 г.), на автобиографичния роман в стихове „Колокола собора чувств” (1925 г.), на сборника „Медальоны” (1934 г.), проникнат от любов към родината, на произведенията „Зарницы мысли” (1908 г.), „А сад весной благоухает” (1909 г.), „Интуитивные краски” (1910 г.), „Весенний день” (1911 г.), „Качалка грёзэрки” (1912 г.), „С крестом сирени” (1913 г.), „Златолира” (1914 г.), „Victoria regia” (1915 г.), „Поэзоантракт” (1915 г.), „Собрание поэз” (1918 г.), „За струнной изгородью лиры” (1918 г.), „Поэзо-концерт” (1918 г.), „Creme de Violettes” (1919 г.), „Puhajogi” (1919 г.), „Вервэна” (1920 г.), „Менестрель” (1921 г.), „Миррэлия” (1922 г.), „Падучая стремнина” (роман в стихове, 1922 г.), „Плимутрок” (комедия, 1922 г.), „Фея Eiole” (1922 г.), „Трагедия титана” (1923 г.), „Роса оранжевого часа” (1925 г.), „Рояль Леандра” (роман в стихове, 1925 г.), „Классические розы” (1931 г.), „Адриатика” (1932 г.) и др. След 1918 г. живее в Естония. Умира на 20 декември 1941 г. в Талин.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Авиация (132)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (10)
  • Бабочки (18)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (74)
  • Вопрос-Ответ (1985)
  • Габсбурги (15)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (105)
  • Дальние страны (900)
  • ДИНАСТИИ (32)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • Животные (479)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (766)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (254)
  • Земля (135)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (547)
  • Истории любви (148)
  • ИСТОРИЯ (1734)
  • История одного стихотворения (2034)
  • История одной картины (1029)
  • Книги для детей (252)
  • Краса ветвей зависит от корней (29)
  • КУЛЬТУРА (212)
  • Легенды и мифы (139)
  • ЛИТЕРАТУРА (194)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (150)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (145)
  • ЛЮДИ (409)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (25)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (24)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (43)
  • Москва (71)
  • Музеи (119)
  • Наполеон Бонапарт (58)
  • Насекомые (86)
  • НАУКА (425)
  • Облака (13)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (232)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (181)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (78)
  • Поэзия (727)
  • Праздники (37)
  • Притчи (34)
  • Проза (446)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (195)
  • Психология (79)
  • Птицы (181)
  • Растения (85)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (99)
  • Россия (998)
  • Сады и парки (34)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (107)
  • Символы (136)
  • Скульпторы (34)
  • СЛОВАРЬ (35)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1329)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (326)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (193)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • Фотографии (427)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (185)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (725)
  • ЦВЕТЫ (40)
  • ЧАЙ (21)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (42)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (688)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (287)
  • ЭПОХА СССР (219)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Игорь-Северянин. «Не более чем сон»

Мне удивительный вчера приснился сон:
Я ехал с девушкой, стихи читавшей Блока.
Лошадка тихо шла. Шуршало колесо.
И слезы капали. И вился русый локон…

И больше ничего мой сон не содержал…
Но потрясенный им, взволнованный глубоко,
Весь день я думаю, встревожено дрожа,
О странной девушке, не позабывшей Блока…

Яркий, феерический талант Игоря-Северянина заключался не только в том, что он умел эпатировать публику, подчиняя ее своей воле. Поэт в совершенстве владел литературным слогом и мог находить темы для своих произведений буквально из неоткуда. Даже в эмиграции он продолжал следить за жизнью в России и нередко сокрушался тому, что многие талантливые люди стали жертвами нового строя. Те, кто не успел покинуть родину, фактически были обречены на забвение. Их использовали для популяризации революционных идей, но лишь до тех пор, пока в этом была нужда. История знает десятки примеров, когда по-настоящему талантливые поэты и писатели «выходили в тираж» сразу же после смерти – новая власть не позволяла создавать кумиров, которые могли стать лидерами даже тогда, когда их земной путь уже завершился.

Этому необычному феномену и посвящено стихотворение «Не более чем сон», написанное в 1927 году. Игорь-Северянин уверял, что все события, которые легли в основу этого произведения, реальны. То есть, ему действительно приснился сон, в котором он «ехал с девушкой, стихи читавшей Блока». Однако удивительным в этом было не то, что 40-летний поэт видел себя в экипаже с юной особой, а то, что она увлекалась творчеством опального поэта. К тому времени Александр Блок уже скончался, а его произведения были преданы забвению.

Александр Блок

Более того, власти упорно распространяли слухи о том, что перед смертью поэт сошел с ума. Иначе как объяснить его желание уехать за границу и соответствующее прошение, поданное в наркомат иностранных дел? Так или иначе, но у советских чиновников были весьма веские причины для того, чтобы вычеркнуть Блока из истории литературы, навесив ярлык неблагонадежного товарища.

Игорь-Северянин был прекрасно осведомлен о том, как после смерти советское правительство разделалось с творческим наследием Блока. Именно поэтому его до глубины души поразил этот удивительный сон, в котором таинственная незнакомка проявила такой интерес к стихам поэта. «И слезы капали. И вился русый локон», — отмечает автор.

Он очень долго находился под впечатлением от этого необычного сновидения, постоянно думая «о странной девушке, не позабывшей Блока». Однако разум подсказывал поэту, что в реальной жизни такого попросту не может быть, потому что нынешнее поколение молодых особ воспитано на совсем иных литературных произведениях. Поэтому Северянин приходит к выводу, что все увиденное — не более чем сон. Красивый, обнадеживающий, но не имеющий ничего общего с действительностью.

Игорь Северянин. Любимые стихи ( 13 )

Летишь в экспрессе — жди крушенья!
ткань доткана — что ж, в клочья рви!
нет творчества без разрушенья —
без ненависти нет любви.

познал восторг — познай страданье..-
раз я меняюсь — я живу.
..застыть пристойно изваянью..
а не живому существу..

Когда ее все обвиняли в скаредности,
В полном бездушьи, в «себе на уме»,
Я думал: «Кого кумушки не разбазарят?»
Нести чепуху может всякий суметь».

Но когда ее муж-проходимец, пиратствуя,
Срубил двухсотлетние три сосны
В саду ее детства и она не препятствовала,
Я понял, что слухи про нее верны.

Мне удивительный вчера приснился сон:
Я ехал с девушкой, стихи читавшей Блока.
Лошадка тихо шла. Шуршало колесо.
И слезы капали. И вился русый локон.

И больше ничего мой сон не содержал.
Но, потрясенный им, взволнованный глубоко,
Весь день я думаю, встревоженно дрожа,
О странной девушке, не позабывшей Блока.

О, посмотри! как много маргариток —
И там, и тут.
Они цветут; их много; их избыток;
Они цветут.

Их лепестки трехгранные — как крылья,
Как белый шелк.
Вы — лета мощь! Вы — радость изобилья!
Вы — светлый полк!

Готовь, земля, цветам из рос напиток,
Дай сок стеблю.
О, девушки! о, звезды маргариток!
Я вас люблю.

Ты влилась в мою жизнь, точно струйка Токая
В оскорбляемый водкой хрусталь.
И вздохнул я словами: «Так вот ты какая:
Вся такая, как надо!» В уста ль
Поцелую тебя иль в глаза поцелую,
Точно воздухом южным дышу.
И затем, что тебя повстречал я такую,
Как ты есть, я стихов не пишу.

Пишут лишь ожидая, страдая, мечтая,
Ошибаясь, моля и грозя.
Но писать после слов, вроде: «Вот ты какая:
Вся такая, как надо!» — нельзя.

Они тобой проникнуты, места,
С тех пор, как ты уехала отсюда:
Вот, например, у этого куста
Таились от людского пересуда.

Вот, например, по этому пути,
В очарованье платьица простого,
Ты в замок шла обычно от пяти,
Да, от пяти до полчаса шестого.

Вот, например, растущий на лугу
Поблекший чуть, голубенький цикорий.
На нем гадала ты. «Я не солгу», —
Он лепетал в прощающем укоре.

Здесь все пропоцелуено насквозь,
И здесь слова такие возникали,
Что, если б влить в бокал их удалось,
Они вином заискрятся в бокале!

Я шёл по берегу реки
Тропинкой в центре склона.
Ромашки — точно мотыльки,
И всё вокруг зелёно.

На повороте, на крутом,
Как будто из Жюль Верна,
Возникла в уровне с кустом
Хорошенькая серна.

И этой встречею врасплох
Захвачены мы стали.
Из губ её метнулся вздох —
Испуга ли? печали.

Спустя мгновенье — как стрела
Она неслась обратно.

Ужель душа моя была
И серне непонятна?

В его стихах — весёлая капель,
Откосы гор, блестящие слюдою,
И спетая берёзой молодою
Песнь солнышку. И вешних вод купель.

Прозрачен стих, как северный апрель,
То он бежит проточною водою,
То теплится студёною звездою.
В нём есть какой-то бодрый, трезвый хмель.

Уют усадеб в пору листопада.
Благая одиночества отрада.
Ружьё. Собака. Серая Ока.

Душа и воздух скованы в кристалле.
Камин. Вино. Перо из мягкой стали.
По отчуждённой женщине тоска.

Как хорошо, что вспыхнут снова эти
Цветы в полях под небом голубым!
Как хорошо, что ты живёшь на свете
И красишь мир присутствием своим!

Как хорошо, что в общем вешнем шуме
Милей всего твой голос голубой,
Что, умирая, я ещё не умер
И перед смертью встретился с тобой!

Пейзаж ее лица, исполненный так живо
Вибрацией весны влюбленных душ и тел,
Я для грядущего запечатлеть хотел:
Она была восторженно красива.

Живой душистый шелк кос лунного отлива
Художник передать бумаге не сумел.
И только взор ее, мерцавший так тоскливо,
С удвоенной тоской, казалось, заблестел.

И странно: сделалось мне больно при портрете,
Как больно не было давно уже, давно.
И мне почудился в унылом кабинете

Печальный взор ее, направленный в окно.
Велик укор его, и ряд тысячелетий
Душе моей в тоске скитаться суждено.

Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!

В те времена, когда роились грезы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!

Прошли лета, и всюду льются слезы.
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране.
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне!

Но дни идут — уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп.
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!


«Где сосны — мачты будущего флота. «

Приходит осень, осень, осень!
И осеняет мачты сосен,
и осиняет неба зонт.
А ветер птиц уже уносит,
и косяками стаи косит
за горизонт, за горизонт.
. он парусинит пару сосен,
а первый иней, словно проседь,
синявит просеки пробор.
И облака на лес просели,
и обволакивают ели,
туманя еле сонный бор.

Опали розы — словно пьяны —
в опале чёрной, фортепьянной,
печальны летние цветы.
Но распускаются под ливнем
среди газонов улиц длинных
цветы осенние — зонты!
Играя Баха или Листа,
летают листья — лисьи листья —
по сентябрю, по сентябрю.
И в ожидании осина —
под небом сонным, небом синим —
дрожит осенне на ветру.

Бросает осень листья оземь!
И светофорит: озимь! озимь!
Спасает листья до весны.
А листья землю засыпают,
и под ногами з-а-с-ы-п-а-ю-т,
и чуть храпят, и видят сны.
Ах, осень! — сыграна соната,
лишь сосны — мачтами фрегата —
плывут по лесу средь осин.
И я сегодня Северянин! —
и Сентябрянин, Сентябрянин! —
сентиментален утром ранним
и по-осеннему раним.

Любовь – беспричинность. Бессмысленность даже, пожалуй.
Любить ли за что-нибудь? Любится – вот и люблю.
Любовь уподоблена тройке взбешенной и шалой,
Стремящей меня к отплывающему кораблю.

Куда? Ах, не важно. Мне нравятся рейсы без цели.
Цветенье магнолий… Блуждающий, может быть, лед…
Лети, моя тройка, летучей дорогой метели
Туда, где корабль свой волнистый готовит полет!

Топчи, моя тройка, анализ, рассудочность, чинность!
Дымись, кружевным, пенно-пламенным белым огнем!
Зачем? Беззачемно! Мне сердце пьянит беспричинность!
Корабль отплывает куда-то. Я буду на нем!

И будет вскоре весенний день,
И мы поедем домой, в Россию…
Ты шляпу шелковую надень:
Ты в ней особенно красива…

И будет праздник… большой, большой,
Каких и не было, пожалуй,
С тех пор, как создан весь шар земной,
Такой смешной и обветшалый…

И ты прошепчешь: «Мы не во сне?…»
Тебя со смехом ущипну я
И зарыдаю, молясь весне
И землю русскую целуя!

К сожалению, в Россию он так и не вернулся из эмиграции.Умер в оккупированном немцами Таллине в 1941 году от сердечного приступа.Был похоронен на Александро-Невском кладбище в Таллине.

Источник статьи: https://turkweb.ru/mne-udivitelnyy-vchera-prisnilsya-son-ya-ehal-s-devushkoy-stihi-chitavshey-bloka/

Стихи

Не более, чем сон

Мне удивительный вчера приснился сон:
Я ехал с девушкой, стихи читавшей Блока.
Лошадка тихо шла. Шуршало колесо.
И слезы капали. И вился русый локон.

И больше ничего мой сон не содержал.
Но потрясенный им, взволнованный глубоко,
Весь день я думаю, встревожено дрожа,
О странной девушке, не позабывшей Блока.

Другая жизнь

Мы не сеем и не пашем, Мы валяем дурака, С колокольни дружно? машем, Разгоняем облака. Все время ощущение, что живешь в нереальном мире,а реальный…

Промежуточные итоги

Несмотря на страх, истерики, крики, вопли о том, что мы все умрем, оказавшись одновременно в пандемии и в заднице мира, мы достойно прошли этот год.…

Таки угробили, как пару десятилетий назад Филипповскую булочную, от той даже дома не осталось.

Самый знаменитый столичный гастроном «Елисеевский», месяц назад отметивший свое 120-летие, когда-то был эталоном по части ассортимента и…

Источник статьи: https://irin-v.livejournal.com/1866388.html

Блок мне удивительный вчера приснился сон

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

ВСЕМ ДОБРОЙ НОЧИ И ЧУДЕСНЫХ СНОВ.

Мне удивительный вчера приснился сон:
Я ехал с девушкой, стихи читавшей Блока.
Лошадка тихо шла. Шуршало колесо.
И слезы капали. И вился русый локон.

И больше ничего мой сон не содержал.
Но потрясенный им, взволнованный глубоко,
Весь день я думаю, встревожено дрожа,
О странной девушке, не позабывшей Блока.

JQx-7aoiSL4

Игорь #Северянин
,

Comments

Ва. я и не думала, что у тебя так красиво и уютно. Любителям океанов и морей рекомендую красивейшие фильмы. Картинка настолько захватывающая дух, что неволей задумываешься о вечном.
Это такие фильмы, как
1)Жизнь. One Life (2011) Одна жизнь
http://www.kinopoisk.ru/film/586187/

Приятного просмотра и эстетических наслаждений!

Источник статьи: https://vabosu.livejournal.com/880468.html

Блок мне удивительный вчера приснился сон

Voting

Партнеры

Calendar

Crazzzy Days

den-evropyi-v-hersone—2015

Блок — это Мир. Бесконечный и неизведанный. Поэзия Блока имеет много уровней, точнее — бесконечное число уровней. Каждый человек воспринимает в ней свое. Она почти абсолютна. Это ощущение возникает сразу же, как только начинаешь читать Блока. Когда же впервые прочтешь его стихи вслух, то начинаешь ощущать дыхание Космоса. Его Поэзия живет сама по себе в пространстве. Она, как какое-то неизвестное энергетическое поле, существует невидимая, но чувствуемая, влияющая своей мощной напряженностью на духовное состояние Мира. Возникает подозрение, что Она существовала и до Блока, а он Ее только материализовал в стихи. И вообще, стихи — это лишь эхо Поэзии, косвенное свидетельство присутствия, потому что Она не вмещается в одних словах — это и звук, и ритм, и что-то еще, переворачивающее сознание и чувства. Попробуйте, перескажите содержание стихов Блока своими словами. Не получается. Попытайтесь их проанализировать. Бледно, мертво. Рабиндранат Тагор предупреждал, что анализировать Поэзию — это то же, что изучать полет птицы, препарируя ее. Точнее не скажешь. Образы Поэзии Блока можно ощутить, почувствовать, увидеть, услышать. Но не осознать. Они не поддаются логике. При соприкосновении с логикой они исчезают. На Востоке всегда говорили: познание интуитивно. Как мы понимаем, Мудрецы имели в виду Путь к Высшему Знанию. Александр Блок шел к Высшему Знанию и стихи его — это вехи Пути.

И еще, совсем недавно создана страничка на форуме www.Maypoems.de, на которой помещены стихи Александра Блока в немецком переводе с иллюстрациями Юрий Топунова: http://www.mypoems.de/von-brecht-brentano-bis-uhland-f4/alexander-blok-t4911.html#p21501

В американском издательстяве «ИСпб» в 2013 году вышла книга Александр Блок «Стихотворения» с иллюстрациями Юрия Топунова. Книгу можно приобрести в интернет-магазине Амазон по адресу:

Мне удивительный вчера приснился сон:

Я ехал с девушкой, стихи читавшей Блока.

Лошадка тихо шла, шуршало колесо

И слезы капали, и вился русый локон.

И больше ничего мой сон не содержал,

Но потрясенный им, взволнованный глубоко,

Весь день я думаю, встревоженно дрожа,

О странной девушке, на позабывшей Блока.

Игорь Северянин

Валентина, а ты оказывается провидица! Я, конечно же что-то в этом роде подозревал, но ты превзошла все мои подозрения и признаю, ты была права. Ну что довольна?

Юрочка, а помнишь что я сказала на твоей персональной выставке? Напомню: твои иллюстрации обязательно будут опубликованы! А ты тогда засмеялся еще, типа, если будут опубликованы, то не при жизни. Так кто оказался прав? Мы все за тебя очень рады и гордимся знакомством с тобой.

Юрий, очень давно, в теплой компании ты читал эти стихи Игоря Северянина, а мы смотрели на тебя, как на чудака, дескать, кому он нужен этот Блок, ведь с нами в компании такие интересные и вполне живые парни! И только сейчас, посмотрев твои иллюстрации на стихи Блока и пролистав томик его стихов, я поняла о чем ты нам говорил: О ВЕЧНОМ! Вот уж как говорится — лучше поздно, чем никогда! Спасибо тебе за тот далекий вечер!

Красиво. Загадочно. Жаль только, что картинки такие маленькие.

Источник статьи: https://artkavun.kherson.ua/en-topunov_grafik2.htm

Блок мне удивительный вчера приснился сон

В центре сомнологии МЕДСИ проводится полисомнография (ПСГ). Это основной и самый надежный метод исследования в медицине сна. Полисомнография проводится не более чем в 40 медицинских центрах в Москве, и МЕДСИ – один из них.

  • Мы пользуемся передовым оборудованием для ПСГ: это компактные и удобные системы, с которыми пациент, даже несмотря на наличие фиксированных к телу датчиков, может спать без дискомфорта и пробуждений
  • Мы используем все возможности полисомнографии и фиксируем максимальное количество параметров сна, что обеспечивает высокую точность диагностики
  • Наши специалисты не полагаются на автоматический анализ полученных во время исследования данных, а проводят ручную расшифровку полисомнографических записей, что делает полученные результаты еще более точными

Для целенаправленного определения нарушений дыхания во сне может использоваться другой метод диагностики – кардио-респираторный мониторинг. Он одновременно фиксирует параметры дыхания (в том числе наличие храпа и остановок дыхания – апноэ), работы сердца (частота пульса, наличие аритмий) и содержание кислорода в крови.

  • Исследование неинвазивно, безболезненно, безопасно – как и полисомнография
  • Его объема достаточно для диагностики всех нарушений дыхания во сне (храп, апноэ, хроническая ночная гипоксемия)
  • Исследование может проводится в домашних условиях

Чтобы уточнить причины сомнологических заболеваний, требуется подробная беседа с пациентом, оценка результатов тестирования или заполнения специальных опросников. Наши специалисты используют международные валидизированные анкеты и опросники, которые позволяют с высокой точностью определять нарушения сна и их возможные причины.

Сомнология в России – молодая наука, которой всего лишь около 50 лет. Нам удалось накопить обширный опыт диагностики и лечения всех расстройств сна. Мы наблюдали за результатами применения разных методов лечения, отслеживали состояние пролеченных пациентов и течение хронических расстройств сна в течение многих лет. Это делает сомнологические услуги в МЕДСИ исключительными по своему качеству и обеспечивает высокий процент эффективности лечения.

Даже при хронических расстройствах сна, которые не могут быть излечены полностью на современном этапе развития медицины (нарколепсия, синдром апноэ), мы составляем план лечения, который позволяет пациенту хорошо себя чувствовать, не испытывать симптомов, полноценно жить и работать.

Мы следим за современными тенденциями в сомнологии и внедряем в свою практику инновационные методы лечения.

  • Рекомендуем современные безопасные препараты при расстройствах сна, требующих медикаментозного лечения
  • Применяем эффективные методы психотерапии при борьбе с длительной психо-физиологической бессонницей
  • Применяем уникальную методику лечения хронической бессонницы – энцефалофония или Музыка мозга, аналогов которой нет в мире
  • Используем аппаратную терапию апноэ сна СИПАП-приборами последних поколений, которые одновременно обеспечивают максимальную эффективность и комфорт. Последнее очень важно для пациентов, так как СИПАП-терапия – долгосрочное лечение, которое проводится каждую ночь
  • Сотрудничаем с другими врачами, помощь которых иногда необходима: некоторые расстройства сна возникают на фоне имеющихся кардиологических, терапевтических, эндокринных и других заболеваний

Центр сомнологии – это полифункциональный центр диагностики и лечения всего спектра нарушений сна. Мы обладаем всеми ресурсами, чтобы успешно помочь пациентам даже с длительными, комплексными и осложненными расстройствами сна.

  • При стрессовой бессоннице могут быть проведены специальные релаксирующие процедуры и назначена работа с психотерапевтом
  • При нарушениях сна, вызванных заболеваниями (болевой синдром, нарушения со стороны щитовидной железы), мы прибегаем к междисциплинарному подходу. Пациенту индивидуально составляется план лечения при участии сомнолога и врача по профилю имеющегося заболевания
  • При апноэ сна подбирается оптимальный режим СИПАП- или БИПАП-терапии
  • При храпе без остановок дыхания в зависимости от причин расстройства может быть рекомендована операция, внутриротовые капы или другой метод

Запишитесь на прием в Центр Компетенции

Полифункциональный Центр сомнологии занимается диагностикой и лечением всего спектра нарушений сна. У нас есть все ресурсы, чтобы эффективно помогать пациентам даже с комплексными, длительными или осложненными расстройствами сна. Осуществляем лечение следующих заболеваний:

  • Хроническая бессонница
  • Лекарственная зависимость от снотворных препаратов
  • Повышенная дневная сонливость
  • Нарколепсия
  • Нарушения циркадного ритма
  • Различные невротические расстройства, в том числе депрессивные состояния
  • Храп и остановки дыхания во сне (апноэ)
  • Расстройства пищевого поведения из-за проблем со сном (ожирение)
  • Учащенное ночное мочеиспускание
  • Эректильная дисфункция
  • Ночные нарушения сердечного ритма, артериальная гипертония, трудно поддающаяся лечению, приступы удушья в ночное время, вегетативные кризы, мигрень
  • Синдром беспокойных ног и периодических движений конечностей во сне
  • Бруксизм (скрежетание зубами)
  • Кошмары, ночные страхи, лунатизм, пробуждение со спутанным сознанием, сноговорение, судороги во сне, сонный паралич и другие нарушения

Виды манипуляций

  • Ночное полисомнографическое исследование, в т. ч. с возможностью оценки эректильной дисфункции
  • Кардио-респираторный мониторинг
  • Тест множественной латенции ко сну
  • Подбор СИПАП-терапии
  • Энцефалофония («Музыка мозга»)
  • Психотерапия
  • Ингаляция терапевтических доз ксенона

Сурненкова Татьяна Алексеевна

Руководитель Центра, врач функциональной диагностики.

Опыт практической работы – более 13 лет.

Ночное полисомнографическое исследование – «золотой стандарт» диагностики нарушений сна.

Метод позволяет получить максимально полную информацию о функционировании различных систем организма во время сна. В своей работе мы используем полисомнограф экспертного класса «Нейрон Спектр СМ» от компании «Нейрософт».

«Нейрон-Спектр-СМ» позволяет регистрировать электроэнцефалограмму (ЭЭГ) по 21 каналу системы «10-20%». Кроме каналов ЭЭГ прибор «Нейрон-Спектр-СМ» содержит полный набор полисомнографических каналов (соответствует типу 2 согласно рекомендациям AASM – American Academy of Sleep Medicine). Он имеет и встроенный пульсоксиметр для регистрации уровня насыщения крови кислородом во сне (SpO2), каналы дыхания (термистор и канюля), движения грудной клетки и брюшной стенки, тонуса подбородочных мышц, ЭКГ, храпа, движения глаз. Также есть выделенный канал постоянного тока. Дополняют картину встроенные в блок регистратора датчики движения и освещенности.

Так как прибор является полностью автономным (питается от батарей и сохраняет данные на встроенную карту памяти), пациент во время обследования может свободно передвигаться, регистрируемые данные при этом остаются под полным контролем медицинского персонала.

Исследование возможно проводить как в условиях центра сомнологии, так и дома.

Кардио-респираторный мониторинг – метод диагностики нарушений дыхания во сне (храпа и апноэ сна) в домашних условиях с использованием аппарата ApneaLink Air (Resmed) – экономичное устройство III типа, способное регистрировать до пяти каналов информации: дыхательное давление, пульс, насыщение кислородом, носовое давление и храп. По результатам диагностики предоставляется четкий диагноз и эффективные отчеты, которые соответствуют определениям AASM (Американской Академии Медицины сна) и CMS (Центры по оказанию страховых услуг Medicare&Medicaid). Пациент получает прибор на ночь, а утром возвращает в медицинское учреждение. Самостоятельная установка аппарата перед сном проста и проблем не вызывает. Небольшое число датчиков не мешает спать, поэтому АpneaLink Air крайне удобен для проведения диагностики храпа и апноэ во сне.

Множественный тест латенции ко сну (MSLT) – объективный метод оценки дневной сонливости. Важен для правильной постановки диагноза нарколепсии (чрезмерной дневной сонливости) или других заболеваний, которые сопровождаются этим симптомом.

Тест пенильных тумесцеций путем регистрации спонтанных эрекций с помощью устройства «Андроскан «МИТ». Метод показан для пациентов с выявленными нарушениями неврологического и психологического характера, когда неясна роль этих нарушений в развитии эректильной недостаточности. Тест важен для пациентов с психогенной импотенцией.

Энцефалофония, или Музыка мозга, – это уникальный немедикаментозный метод лечения бессонницы, тревожно-депрессивных расстройств, хронического стресса благодаря ежедневному прослушиванию музыкальных файлов, полученных с помощью компьютерной обработки собственной ЭЭГ пациента (оценки электрической активности головного мозга). Подробнее.

Ингаляции ксенона

Метод лечения на основе ингаляций, в котором используется ксеноно-кислородная смесь. Ксеноновые ингаляции проводятся на специальном оборудовании путем вдыхания через маску. Благодаря своей эффективности и безопасности ксенон хорошо проникает сквозь клеточные мембраны и положительно влияет на молекулярный состав клеток. Ксенон не вызывает химических и биохимических реакций, выводится из тела без побочных эффектов и не токсичен. Он оказывает глубокий восстанавливающий, тонизирующий и оздоровительный эффект на организм человека. Подробнее.

Метод основан на использовании специальных очков, генерирующих световые волны определенной длины, в результате чего нормализуются циркадные ритмы человека: восстанавливают циклы сна и бодрствования.

Рекомендованы людям с нарушениями сна, пожилым, тем, кто часто летает, студентам и всем, кто стремится быть успешным и эффективно использовать свой потенциал.

СИПАП-терапия, или CPAP-терапия (Continuous Positive Airway Pressure), – уникальный метод коррекции остановок дыхания во сне. Он заключается в создании постоянного положительного давления в дыхательных путях при помощи специального аппарата. Метод СИПАП-терапии эффективен как в устранении синдрома апноэ сна и храпа, так и в лечении заболеваний, с ними связанных: артериальной гипертонии, ожирения, сахарного диабета, нарушений сердечного ритма, нарушений липидного обмена и т. д.

В результате лечения значительно уменьшается риск опасных сердечно-сосудистых заболеваний, инфаркта миокарда и мозгового инсульта, вероятность смерти на протяжении последующего десятилетия снижается более чем в 3 раза. Специалисты центра помогают пациенту в адаптации к аппарату, подбирают маску и исходное комфортное давление, обучают использованию оборудования. Мы делаем все для максимально эффективного применения СИПАП-аппарата в домашних условиях. Подробнее.

Методы позитивной психотерапии

Физиологические и психические реакции являются различными проявлениями индивидуального внутреннего состояния человека. Преодолевая полосы стрессовых, конфликтных и проблемных ситуаций, попадая в жизненные кризисы, организм человека может испытывать продолжительные состояния напряжения, что неизбежно приводит к различным нарушениям сна.

Основной задачей позитивной психотерапии выступает трансформация убеждений пациента относительно собственного заболевания и поиск новых возможностей внутреннего резерва в преодолении болезни.

Методы позитивной психотерапии направлены на помощь пациенту для того, чтобы осознать, что проживать собственную жизнь (positum) нужно так, чтобы она становилась ярче, несла здоровье, уважение и принятие собственной уникальности.

Когнитивная психотерапия

Когнитивная психотерапия – коррекция существующих психопатологических симптомов как в отношении самого сна, так и в отношении нарушений, отмечающихся в период бодрствования. Уменьшение уровня тревожности, как наиболее частого симптома, сопутствующего нарушению ночного сна. В рамках психотерапии проводится поиск основных факторов, провоцирующих развитие нарушения сна, и работа с ними. Пациенты с бессонницей склонны «катастрофизировать» свою болезнь. Они считают, чем позже они уснут, тем меньше энергии они получат и тем хуже сложится следующий день, и это усиливает тревожность и напряжение. Целью когнитивной терапии являются дисфункциональные убеждения относительно сна и неадаптивные стратегии поведения. Ее методами являются поведенческие эксперименты и диалог, когда перед пациентом ставятся последовательные вопросы, отвечая на которые он самостоятельно формулирует правильные суждения. В результате формируются реалистичные представления о потребности организма во сне и источниках дневной энергии, пациент перестает «винить» бессонницу в своих дневных неудачах – для них есть другие объективные причины.

Релаксационные методики

Нервно-мышечная релаксация по Э. Джекобсону заключается в выполнении комплекса упражнений, состоящих в чередовании максимальных напряжений и расслаблений групп мышц. Благодаря упражнениям снимается напряжение с отдельных частей тела, что вызывает уменьшение эмоционального напряжения.

Метод сенсорной репродукции образов заключается в расслаблении с помощью представления образов, предметов и целостных ситуаций, ассоциирующихся с отдыхом. При этом внимание акцентируется на правильном дыхании и приятных ощущениях в различных частях тела.

Метод аутогенной тренировки основан на обучении возможностям самовнушения. В ходе обучения происходит формирование связей между самоприказами и психофизиологическими процессами в организме. Пациент, прошедший курс тренировок, может с помощью определенных формул самовнушения вызвать нужное ощущение расслабления и покоя.

Эриксоновский гипноз

Считается одним из наиболее эффективных и изящных методов современной психотерапии. Это «мягкий» недирективный гипноз. Он использует нашу способность к непроизвольному гипнотическому трансу – состоянию психики, в котором она наиболее открыта и готова к позитивным изменениям.

Более того, каждый из нас погружается в состояние транса ежедневно.

Так, когда мы засыпаем, но еще не спим, перед нашим мысленным взором возникают разные образы, которые погружают нас в мир, находящийся между явью и сном. Во время эриксоновского гипноза человек остается в бодрствующем состоянии: он видит, слышит, чувствует. Но фокус его внимания направлен не во внешний мир, как в обычной жизни, а во внутренний: на воспоминания, фантазии, образы. В этом состоянии открывается доступ к внутренним ресурсам, забытым человеком, но сохраненным в его бессознательном. Во время эриксоновского гипноза пациенту ничего не внушают. Цель здесь – освободить те знания, опыт, ощущения и мысли, которые уже есть в человеческом подсознании, и на их основе создать совершенно новые ресурсы и обнаружить источники проблем.

Врачи Центра практикуют индивидуальный подход к каждому пациенту. Мы предлагаем комфортные условия пребывания в Центре, отсутствие очередей, персональное сопровождение во время диагностики и лечения. Внимательное отношение со стороны специалистов, использование экспертного оборудования, высокое качество медицинских услуг гарантированы всем пациентам.

  • У нас есть возможность проведения исследований в домашних условиях, что предрасполагает к получению более точных результатов диагностики
  • Вы можете посетить центр в удобное время, в том числе в выходные и праздничные дни
  • Для вашего удобства в центре предлагается «меню подушек» – анатомические подушки различной формы с дополнительными свойствами (эффектом памяти, охлаждающим эффектом, возможностью нейтрализации электромагнитных излучений), не вызывающие аллергии и обеспечивающие свободный воздухообмен
  • Возле клиники имеется бесплатная парковка, доступная всё время диагностики и лечения

Бесплатное приложение «Сон и храп» позволит вам протестировать себя на степень дневной сонливости и возможность наличия опасных остановок дыхания во сне.

Как плохой сон «ударит» по вашему кошельку, и что с этим делать

Сурненкова Татьяна Алексеевна, руководитель Центра сомнологии клинико‑диагностического центра МЕДСИ на Красной Пресне, врач функциональной диагностики КДЦ МЕДСИ на Красной Пресне описала последствия хронической бессонницы.

Лечь и заснуть: советы врача для борьбы с бессонницей

Руководитель Центра сомнологии КДЦ МЕДСИ на Красной Пресне, врач функциональной диагностики высшей категории Татьяна Сурненкова поделилась рекомендациями, как решить проблемы со сном.

Что будет c организмом, если не спать несколько суток

Какими последствиями для здоровья грозит недостаток сна, рассказала Татьяна Сурненкова, врач функциональной диагностики, сомнолог, руководитель Центра сомнологии Клинико-диагностического центра МЕДСИ на Красной Пресне, врач высшей квалификационной категории.

Как справиться с бессонницей: восемь советов от врача

Татьяна Сурненкова, руководитель Центра сомнологии КДЦ МЕДСИ на Красной Пресне, врач функциональной диагностики высшей категории, дала 8 советов о том, как справиться с бессонницей.

Почему возникает бессонница, и как научиться быстро засыпать

Руководитель Центра сомнологии Клинико-диагностического центра «МЕДСИ» на Красной Пресне, врач-сомнолог высшей квалификационной категории, врач функциональной диагностики высшей категории, дала работающие советы о том, как быстро уснуть.

Спать хочется, но не можется: 7 причин бессонницы

Сурненкова Татьяна Алексеевна, Руководитель Центра сомнологии центра МЕДСИ на Красной Пресне, врач функциональной диагностики отделения неврологии КДЦ МЕДСИ на Красной Пресне рассказала о причинах бессонницы.

Сомнолог объяснила, сколько необходимо спать подросткам и взрослым

Татьяна Сурненкова, руководитель Центра сомнологии центра МЕДСИ на Красной Пресне, врач функциональной диагностики отделения неврологии КДЦ МЕДСИ на Красной Пресне объяснила, как регулируются два режима жизнедеятельности человека — активной фазы и сна

Апатия и головные боли: названы последствия дефицита

Татьяна Сурненкова Руководитель Центра сомнологии центра МЕДСИ на Красной Пресне, врач функциональной диагностики отделения неврологии КДЦ МЕДСИ на Красной Пресне рассказала о последствиях дефицита сна.

Сон – роскошь или необходимость? Сомнологи рекомендуют: спать нужно долго и с удовольствием

Руководитель Центра сомнологии Клинико-диагностического центра МЕДСИ на Красной Пресне, врач функциональной диагностики отделения неврологии КДЦ МЕДСИ на Красной Пресне Татьяна Сурненкова объяснила, с чем связаны нарушения сна.

Почему днем хочется спать: причины и способы борьбы с сонливостью в дневное время

Врач функциональной диагностики, руководитель Центра сомнологии Клинико-диагностического центра МЕДСИ на Красной Пресне Татьяна Сурненкова объяснила причины и способы борьбы с сонливостью в дневное время.

Что делать, чтобы не уснуть за рулем?

Татьяна Сурненкова, руководитель Центра сомнологии Клинико-диагностического центра МЕДСИ на Красной Пресне, врач функциональной диагностики отделения неврологии КДЦ МЕДСИ на Красной Пресне рассказала о причинах сонливости водителя.

Загадки лунатизма: редкое заболевание, особенности психики или общение с потусторонним миром?

Фрис Ян Евгеньевич, руководитель центра неврологии, вертебрологии и психосоматики Клинико-диагностического центра МЕДСИ на Красной Пресне, врач-невролог – рассказал о диагностике и причинах возникновения лунатизма.

Снижение работоспособности, ожирение, ранние морщины и другие удручающие последствия бессонницы

Сурненкова Татьяна Алексеевна, руководитель центра сомнологии клинико-диагностического центра «МЕДСИ» на Красной Пресне, врач-сомнолог, врач функциональной диагностики высшей квалификационной категории, рассказала о причинах и последствиях бессонницы.

Вы храпите? Срочно к врачу!

Татьяна Сурненкова, руководитель центра сомнологии клинико-диагностического центра МЕДСИ, рассказала о причинах храпа.

Спокойной ночи. Часть 2

Татьяна Сурненкова, сомнолог, врач функциональной диагностики, руководитель Центра сомнологии Клинико-диагностического центра МЕДСИ на Красной Пресне, дает советы, которые помогут уснуть и выспаться.

Вы храпите? Срочно к врачу!

Татьяна Сурненкова, руководитель Центра сомнологии клинико-диагностического центра МЕДСИ, составила перечень рекомендаций по лечению храпа.

Читать подробнее НОВЫЙ ВТОРНИК 05.11.2019

Если хочешь быть здоров, надо спать не менее 7,5 часов

О том, что такое здоровый сон и как помочь людям, особенно жителям мегаполисов, постоянно пребывающим в стрессе, победить бессонницу и проблемы со сном, говорили участники научно-практической конференции по проблемам сомнологии «Здоровый сон, современные аспекты», которая прошла 16 октября в Клинико-диагностическом центре МЕДСИ на Красной Пресне.

Спокойной ночи!

Зачем нужно тяжелое одеяло, при какой температуре в комнате крепче спится и как прекратить думать перед сном, рассказала Татьяна Сурненкова, сомнолог, врач функциональной диагностики, руководитель Центра сомнологии Клинико-диагностического центра МЕДСИ на Красной Пресне.

Звени, мой будильник!

Сурненкова Татьяна Алексеевна, Руководитель центра сомнологии, врач функциональной диагностики, рассказывает поможет ли будильник со спецэффектами проснуться быстро и безболезненно.

Смотреть подробнее 1 Канал, Доброе утро! 10.04.2019

Как музыка влияет на наш мозг

О том, как можно регулировать свое состояние при помощи музыки, и как современная медицина использует ее для лечения тревоги и депрессии, рассказывает руководитель Центра сомнологии Клинико-диагностического центра МЕДСИ на Красной Пресне, врач функциональной диагностики отделения неврологии Татьяна Сурненкова.

Как раз и навсегда избавиться от храпа

О том, какие виды храпа существуют и как с ними бороться, рассказала руководитель Центра сомнологии Клинико-диагностического центра МЕДСИ на Красной Пресне Татьяна Сурненкова.

Забыть о бессоннице и спать спокойно

Руководитель Центра сомнологии Клинико-диагностического центра МЕДСИ на Красной Пресне, врач функциональной диагностики отделения неврологии Татьяна Сурненкова рассказала о причинах бессонницы.

Не наяву, а во сне: как правильно высыпаться и побороть сонливость

Во Всемирный день сна корреспондент «МИР 24» узнала, почему гаджеты негативно влияют на сон и как научиться быстро засыпать. Об этом рассказала врач функциональной диагностики, сомнолог, руководитель Центра сомнологии клинико-диагностического центра МЕДСИ на Красной Пресне Татьяна Сурненкова.

Источник статьи: https://medsi.ru/lands/tsentr-narusheniy-sna-tsentr-somnologii.php