Брюсов опять сон мне опять приснились дебри слушать

Анализ стихотворения Брюсова Детская

анализ стиха Брюсова

Картинка Анализ стихотворения Брюсова Детская № 1

АЛиса Лисьина Ученик (91), закрыт 6 лет назад

срочно нужно по такому плану:
1)дата написания и публикации
2)место,занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод
3)творческая история(выбор жанра,традиция,цензура)
4)основная тема
5)смысл названия
6)лирический сюжет и его движение
7)композиция. наличие обрамления.основные структурные части
8)основные настроения, тональность стихотворения
9)ведущие лейтмотивы. Опорные слов, их передающие
10)Лирический герой,его своеобразие и способы его самораскрытия
11)лирический персонажи. Их переживания. Их судьбы
12)столкновение или соединение различных уровней сознания
13)позиция атора и передача его переживаний
14)музыка стихотворения
15)ритм,размер
16)рифмовка. характер рифм
17)лексика.Языковые выразительные средства
18)поэтический синтаксис
19)звукопись. фонетическая окраска стиха
20)идея стихотворения, выявленная в итоге анализа
21)отзывы критиков о стихотворении
22)звучание стихотворения в наши дни

Пожалуйста помогите очень нужно

Дополнен 6 лет назад

ооой
название Юному поэту

♑❇ lɐǝɹ ʌ ɐvmʎ ❇♑ Высший разум (770046) 6 лет назад

Свою программу символизма Брюсов поэтически изложил в стихотворении «Юному поэту» (написано 15 июля 1896, опубликовано в сборнике «Me eum esse» — «Это я». 1897)

Юноша бледный со взором, горящим.
Ныне даю я тебе три завета
Первый прими не живи настоящим.
Только грядущее область поэта.
Помни второй никому не сочувствуй.
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий, храни поклоняйся искусству.
Только ему, безраздельно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь мои три завета.
Молча паду я бойцом, побежденным.
Зная, что в мире оставлю поэта.
Стихотворение «Юному поэту» — декларация самоценного искусства, поэзии как ценности, которая требует безоговорочного служения только ей одной.
Брюсов добивается торжественности звучания стиха, выбрав дактиль — трехсложный размер, уже по самому этому более медленный и строгий. чем двухсложные, и к тому же строго соблюдая ритмическую схему — ни одно ударение на стопе, где оно должно быть, не пропущено, а потому речь кажется мерным, ритмичным движением без ускорений и замедлений. Ощущение торжественности поддерживается и отбором высоких, эмоционально окрашенных слов: «юноша», «взор», «беспредельно», «грядущее», «поклоняйся».Основа стиха в поэзии Брюсова — метафора, создающая образ, символ. Здесь видится стремление найти великий синтез человека и красоты. Поэт старается отбросить мелкое, обыденное, а отсюда возникают намеки, тайные знаки, появляются сложные образы, используются аллитерации (игра согласных) и ассонансы (игра гласных). Все эти приемы рождают удивительную музыкальность стиха.
При этом Брюсов обращается к поэтической традиции (Рылеев, Лермонтов, Некрасов). которая, используя ту же стилистику, утверждала противоположные идеи — поэтического творчества как гражданского служения, как борьбы (следом этой традиции может считаться мотив «побежденного бойца», появляющийся достаточно неожиданно). Тем самым Брюсов вступает в диалог со своими предшественниками, претендуя на равенство с ними.

Методическая разработка по чтению (4 класс) на тему:
Литературное чтение. УМК «Школа России» Конспект урока по теме: » В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»»

Картинка Анализ стихотворения Брюсова Детская № 2

Литературное чтение. УМК «Школа России»

Тема урока. В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»;

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Я. Брюсова; создать условия для развития умения читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому; определять средства художественной выразительности
(олицетворения, эпитеты, сравнения); расширять кругозор учащихся; развивать воображение учащихся, грамотную, выразительную речь

Познакомятся с произведениями В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская»;

научатся: выделять события, составляющие основу художественного произведения, находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), соотносить название произведения и его содержание, читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах.

Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?»).

Коммуникативные: осознавать цель своего высказывания; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы

Личностные: расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто ее чувствует и понимает, часто к ней обращается

Организационная структура урока

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

II. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Сегодня мы открываем новый раздел.

– Как, по-вашему, какие произведения мы будем читать в разделе, чем они будут отличаться от уже изученных? Ведь предыдущие разделы тоже были посвящены детям.

– Чем стихи отличаются от прозы?

– Мы начинаем изучение произведений из поэтической тетради.

-Прочитайте тему урока.

– Открывают новую поэтическую тетрадь стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова. —Знакома ли вам эта фамилия?

Слышали ли вы произведения поэта?

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения, познакомимся с биографией В. Я. Брюсова

III. Подготовка к восприятию произведения. Рассказывает о творчестве В. Я. Брюсова, свой рассказ сопровождает показом его портрета.

БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873 — 1924), поэт, прозаик, теоретик литературоведения, переводчик. Родился 1 декабря (13 н.с.) в Москве в зажиточной купеческой семье. Учился в московской частной гимназии Ф.Креймана, затем перешел в гимназию известного педагога Л.Поливанова, оказавшего заметное влияние на будущего поэта. Уже в тринадцать лет Брюсов решает стать писателем. Круг интересов гимназиста Брюсова — это литература, история, философия, астрономия. Поступив в 1892 в Московский университет на историческое отделение историко-филологического факультета, он углубленно изучает историю, философию, литературу, искусство, языки (древние и современные). В годы первой мировой войны Брюсов находится на фронте в качестве корреспондента одной из петербургских газет, пишет патриотические стихи, но скоро возвращается с фронта, поняв всю бессмысленность этой войны для России. Октябрьскую революцию Брюсов принял и поставил ей на служение свой талант организатора новой культуры. Известен как выдающийся переводчик, Брюсов много сделал в изучении русского языка, внес заметный вклад в исследование творчества Пушкина, Фета, Гоголя, Блока и др. В советское время в Московском университете читал курсы лекций по античной и новейшей русской литературе, по теории стиха и латинскому языку, по истории математики, вел семинары по истории Древнего Востока и др. М.Горький назвал Брюсова «самым культурным писателем на Руси». 9 октября 1924, не дожив до 51 года, Брюсов умер в Москве.

IV. Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем

Дебри – место, заросшее непроходимым лесом.

Утес – высокая скала.

Виденья – что-то, возникшее в воображении.

Сумрачны (сумрак) – охвачены сумраком
(неполная темнота).

Затмить – закрыть, превзойти в чем-то кого-либо.

Подбирают синонимы и антонимы
к словам: Упрямо – настойчиво.Возмущать – успокаивать.

– Сегодня мы познакомимся с двумя стихотворениями Валерия Брюсова – «Опять сон» и «Детская».

Чтение и анализ произведения «Детская»

— 0 чем рассказывается в этом стихотворении?

— Какие образы ты представляешь, когда читаешь текст?

— Почему поэт назвал это стихотворение «Детская»?

— Какие слова подсказали тебе отгадку?

— Найди в стихотворении все сравнения? С какой целью использует их автор?

— Определи основное настроение стихотворения.

Воспоминания о каких снах у вас сохранились?

– А вот какой сон приснился поэту.

Учитель выразительно читает стихотворение «Опять сон».

– Какие картины вам представились?

– Видели ли вы что-нибудь подобное?

– Почему воспоминания об этом детском сне сохранились у поэта?

– Какие строки вас особенно поразили?

V. Самостоятельная работа.

Закрепление пройденного.Письменный анализ стихотворений

Ученикам выдаются карточки

— Почему поэт назвал это стихотворение «Детская»

— Какие слова подсказали тебе ответ на этот вопрос?

VI. Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворенийВ. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская».

По желанию выучить одно из стихотворений

VII. Итог урока. Рефлексия

Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С какими произведениями вы сегодня познакомились? Кто их автор?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме В.В.Бианки. Музыкант.

Урок построен на деятельностном методе обучения. Использованы различные формы организации работы учащихся. Осуществляется интеграция различных учебных предметов: окружающего мира, русского языка, музы.

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме В.В.Бианки. Музыкант.

Урок построен на деятельностном методе обучения. Использованы различные формы организации работы учащихся. Осуществляется интеграция различных учебных предметов: окружающего мира, русского языка, музы.

Конспект урока с мультимедийным приложением по литературному чтению 4 класс, УМК «Школа России».

План урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС. В уроке прослеживается технология продуктивного чтения.

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме «В.В. Бианки «Музыкант».

Презентация соответствует моему уроку по этой теме.

Учебно-методический комплект по литературному чтению за 4 класс на тему» В. Я. Брюсов «Опять сон».» (Школа России)

Развивать воображение учащихся, грамотную, выразительную речь; воспитывать любовь к чтению через творчество В. Я. Брюсова.

Стихи Брюсов ДЕТСКАЯ. (Детская, Детская площадка, Детская спевка)

Картинка Анализ стихотворения Брюсова Детская № 3

Стихи Брюсов ДЕТСКАЯ. (Детская, Детская площадка, Детская спевка) Палочка-выручалочка, Вечерняя игра! Небо тени свесило, Расшумимся весело, Бегать нам пора! Раз, два, три, четыре, пять, Бегом тени не догнать. Слово скажешь, в траву ляжешь. Черной цепи не развяжешь. Снизу яма, сверху высь, Между них вертись, вертис.

Палочка-выручалочка,
Вечерняя игра!
Небо тени свесило,
Расшумимся весело,
Бегать нам пора!

Раз, два, три, четыре, пять,
Бегом тени не догнать.
Слово скажешь, в траву ляжешь.
Черной цепи не развяжешь.
Снизу яма, сверху высь,
Между них вертись, вертись.

Что под нами, под цветами,
За железными столбами?
Кто на троне? кто в короне?
Ветер высью листья гонит
И уронит с высоты…
Я ли первый или ты?

Палочка-выручалочка,
То-то ты хитра!
Небо тени свесило,
Постучи-ка весело
Посреди двора.

Палочка-выручалочка,
Вечерняя игра!
Небо тени свесило,
Расшумимся весело,
Бегать нам пора!

Раз, два, три, четыре, пять,
Бегом тени не догнать.
Слово скажешь, в траву ляжешь.
Черной цепи не развяжешь.
Снизу яма, сверху высь,
Между них вертись, вертись.

Что под нами, под цветами,
За железными столбами?
Кто на троне? кто в короне?
Ветер высью листья гонит
И уронит с высоты.
Я ли первый или ты?

Палочка-выручалочка,
То-то ты хитра!
Небо тени свесило,
Постучи-ка весело
Посреди двора.

В ярком летнем свете,
В сквере, в цветнике,
Маленькие дети
Возятся в песке:

Гречники готовят,
Катят колесо,
Неумело ловят
Палочкой серсо;

Говорят, смеются,
Плачут невпопад, —
В хоровод сплетутся,
Выстроятся в ряд;

Все, во всем — беспечны,
И, в пылу игры,
Все — добросердечны…
Ах! лишь до поры!

Сколько лет им, спросим.
Редкий даст ответ:
Тем — лет пять, тем — восемь,
Старше в круге нет.

Но, как знать, быть может,
Здесь, в кругу детей, —
Тот, кто потревожит
Мглу грядущих дней, —

Будущий воитель,
Будущий мудрец,
Прав благовеститель,
Тайновед сердец;

Иль преступник некий,
Имя чье потом
Будет жить вовеки,
Облито стыдом…

На веселой спевочке,
В роще, у реки,
Мальчик и две девочки
Говорят стихи.

Это — поздравление
Бабушке: она
Завтра день рождения
Праздновать должна.

Мальчик запевалою
Начинает так:
«Нашу лепту малую
Преданности в знак…»

И сестренки вдумчиво
Оглашают лес,
Вторя: «Детский ум чего
Просит у небес…»

Песенка нескладная
Стоит им труда…
А вблизи, прохладная,
Катится вода.

Рядом — ели острые,
Белизна берез;
Над цветами — пестрые
Крылышки стрекоз.

Реют однодневочки,
Бабочки весны…
Мальчик и две девочки,
Aх, как им смешны!

В ярком летнем свете,
В сквере, в цветнике,
Маленькие дети
Возятся в песке:

Гречники готовят,
Катят колесо,
Неумело ловят
Палочкой серсо;

Говорят, смеются,
Плачут невпопад, —
В хоровод сплетутся,
Выстроятся в ряд;

Все, во всем – беспечны,
И, в пылу игры,
Все – добросердечны.
Ах! лишь до поры!

Сколько лет им, спросим.
Редкий даст ответ:
Тем – лет пять, тем – восемь,
Старше в круге нет.

Но, как знать, быть может,
Здесь, в кругу детей, —
Тот, кто потревожит
Мглу грядущих дней, —

Будущий воитель,
Будущий мудрец,
Прав благовеститель,
Тайновед сердец;

Иль преступник некий,
Имя чье потом
Будет жить вовеки,
Облито стыдом.

На веселой спевочке,
В роще, у реки,
Мальчик и две девочки
Говорят стихи.

Это – поздравление
Бабушке: она
Завтра день рождения
Праздновать должна.

Мальчик запевалою
Начинает так:
«Нашу лепту малую
Преданности в знак. »

И сестренки вдумчиво
Оглашают лес,
Вторя: «Детский ум чего
Просит у небес. »

Песенка нескладная
Стоит им труда.
А вблизи, прохладная,
Катится вода.

Рядом – ели острые,
Белизна берез;
Над цветами – пестрые
Крылышки стрекоз.

Реют однодневочки,
Бабочки весны.
Мальчик и две девочки,
Aх, как им смешны!

Урок литературы по теме «Поэзия В.Я. Брюсова». 11-й класс

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  • показать значение творчества Брюсова для русской поэзии;
  • разобраться в особенностях поэтики Брюсова;
  • повторить понятия символизм, декаденство, символ;
  • развивать навыки анализа лирического произведения;
  • развивать умение находить символы в тексте лирического произведения;
  • развивать умение делать выводы из анализа произведения;
  • отрабатывать технику выразительного чтения.
  • слово учителя;
  • беседа;
  • выразительное чтение;
  • анализ лирического произведения;
  • сообщение ученика;
  • работа со схемами.
  • учебник;
  • тетради;
  • текст стихотворений на листах А4;
  • портрет В. Я. Брюсова;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация.

I. Проверка домашнего задания.

– Здравствуйте! Сегодня на уроке мы поговорим о творчестве В. Я. Брюсова, проанализируем несколько его стихотворений. Сначала ответьте на несколько вопросов по пройденному материалу:

– Назовите основные особенности поэтики символизма?

– В чем сходство и различие позиций «старших символистов» и «младосимволистов»?

– Что нового внес символизм в русскую поэзию?

2. Проверка анализа домашнего стихотворения.

– Проверим домашнее задание: анализ стихотворения И.Ф. Анненского «Среди миров..»

Среди миров, в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у нее одной ищу ответа,
Не потому, что от нее светло,
А потому, что с не надо света.

– Как передана возвышенность чувства героя к Ней, к Звезде, и кем она является для него?

– Почему герой любовь к ней возводит в сферу «миров» и «светил»?

– Можно ли сказать, что это стихотворение создано в системе поэтики символизма? Как предана противоречивость чувств героя?

– Как добивается поэт возвышенной интонации?

– Исчерпывается ли содержание стихотворения выделением мотива?

II. Лекция учителя и анализ стихотворения.

Сейчас мы с вами прослушаем сообщение по биографии Валерия Яковлевича Брюсова, а потом поговорим о его творчестве, о его поэзии.

Брюсов считал целью создать в России новую поэтическую школу, опирающуюся на открытия французских символистов. Для него символизм был только литературной школой, и задачей символизма было утончить, изощрить поэтические средства, чтобы лучше выразить мир современника.

Вспомним стихотворение «Творчество», к которому мы обращались на прошлом уроке.

В ранней лирике видно намерение эпатировать, озадачить читателя. Лирический герой Брюсова – сильная личность, персонаж из истории или мифа, навеян философией Ницше и своим мужественным началом близок индивидуальности самого поэта, мечтающего о прорыве за пределы известного, за грани возможного. Образ мечты получает сквозное развитие и реализуется в разных обличьях. Иногда – как воплощение беспредельности: «Моей мечте люб кругозор пустынь, / Она в степях блуждает вольной, серой…». Чаще – в облике прекрасной женщины, возлюбленной музы «Сонет к мечте». Образ мечты придает реальности сказочные, необычные, экзотические формы, вызывает необыкновенные ассоциации и сравнения: «Этот мир очарований, / Этот мир из серебра!». Невозможность осуществить мечты наяву преобразуется в творческую энергию. Нереализованная жажда любви и красоты – в «грезу искусства».

– Схему перенесите себе в тетрадь:

неизвестное, невозможное

мечта

невозможность осуществить наяву

творческая энергия

«греза искусства»

2. Анализ стихотворения .

– Давайте прочитаем стихотворение «Сонет к форме» (ученик читает).

– итак, что же такое сонет? (стихотворение из 14 строк, обладающее строгой рифмовкой).

– хорошо, обратим внимание на первые две строки:

Есть тонкие, властительные связи
Меж контуром и запахом цветка.

– что такое контур? (очертание, внешний вид, фигура, образ)

– каким чувством воспринимает человек все вами названное? (зрение)

– как мы называем мир, видимый зрением? (видимый, внешний)

– а можно ли увидеть запах? (нет)

– он невидим, это – невидимый мир. Но почему связи тонкие? (они не заметны, едва уловимы)

– почему эти связи властительные? (потому что цветок и запах нельзя разорвать)

– сделаем вывод (поэт доносит до нас, что видимый и невидимый мир связаны друг с другом и не могут друг без друга существовать, показывая нам это на примере цветка и аромата)

– читаем следующие две строки

Так бриллиант не виден нам пока
Под гранями не оживет в алмазе.

– что такое бриллиант? (это обработанный алмаз)

– а кто обрабатывает алмазы? (ювелир, мастер)

– постарайтесь сделать вывод из этих двух строк, что хочет сказать нам автор (автор хочет нам сказать то, что только ювелир видит алмаз до обработки бриллиантом, а обычному человеку этого не видно, только мастер способен видеть истину)

– читаем следующие четыре строки:

Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.

– попробуйте удержать в воображении образ цветка, только цветка… Это очень трудно. Образы, мысли, чувства человека зыбки, текучи, они именно бегут. Как их можно остановить? (записать, нарисовать)

– отточенная фраза должна быть гармонична, а оттачивает ее поэт, то есть поэт подобен мастеру, оттачивающему бриллиант.

– Читаем следующие три строки:

И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.

– чего же хочет автор? (чтобы его стихи дошли до света, их увидели, прочитали)

Пускай, мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!

– о чем здесь идет речь? (о том, что стихи обладают и стройностью сонета и красотой )

– давайте сделаем вывод, кто же владеет тайной красотой? Сделать вывод вам поможет схема.

– как мы убедились, поэта и ювелира объединяет умение придать форму – своим переживаниям или драгоценному камню, то есть воплотить то, что невидимо другим, и воплотить по законам красоты. Ведь символисты верили, что их творчество способно изменить жизнь к лучшему, не просто украсить, а именно изменить, и в первую очередь – человека.

3. Анализ стихотворения .

– Искусство по Брюсову, самоценно. Художественному дару, творчеству он поклонялся как божеству. Чтобы проиллюстрировать это, давайте прочитаем стихотворение «Юному поэту».

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.

– а теперь прокомментируем его. Каким должен быть поэт, какими качествами он должен обладать? Отвечая на эти вопросы, используйте цитаты из текста. («не живи настоящим, Только грядущее – область поэта», «никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно», «поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно»).

– соответствуют ли наставления автора юному поэту чертам символизма и каким? (пророческие ощущения, «искусство ради искусства» считал Брюсов, самоотверженная работа над словом, над собой ).

– какова цель стихотворения Брюсова? (желание помочь юноше «со взором горящим» себя полюбить, поверить в собственные силы, с честью выполнить долг поэта, до конца нести знамя поэзии, поклоняться искусству, то есть чтить тех, за кем идешь, не споткнуться, не потушить жар своего юного сердца).

– Брюсов требовал право поэта на свободу: «Поэт вне общественной, философской, религиозной борьбы». В споре сторонников «утилитарного» и «чистого» искусства он не причислял себя ни к тем ни к другим («Ключи тайн» статья-манифест, 1904 г.).

Большое место в поэзии Брюсова занимает история, ни столько в познавательных целях, сколько для декорации, условность исторических образов нужна, прежде всего, для раскрытия темы творческой личности, для передачи драматизма своего времени.

Явлением реальности, соединяющим прошлое и настоящее, стал для Брюсова город. Сборник «Граду и миру» показывает неоднозначность отношения к этому образу: воспевание культурных и материальных ценностей противопоставляется ужасу перед разрушительной силой незримых чудовищ, уродливой действительностью, борьба «города с людьми». Образ города – средоточие роскоши и разврата накануне апокалиптической гибели.

– Так же в ранней поэзии Брюсова можно рассмотреть черты декаденства. Давайте сначала вспомним, что значит этот термин по отношению к литературе? (декаденство – это общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины начала 20 века, отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам).

– Хорошо, давайте прочитаем стихотворение «Сухие листья» и выявим черты декадентства и возможно черты, которые им противоречат.

Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром кружат, шуршат,
Сухие листья, сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят?

Трепещут сучья под тусклым ветром,
Сухие листья под тусклым ветром,
Что говорят нам, что шепчут, что?
Трепещут листья, под тусклым ветром,
Лепечут листья, под тусклым ветром,
Но слов не понял никто, никто!

Меж черных сучье синее небо,
Так странно нежно синеет небо,
Так странно нежно прозрачна даль.
Меж голых сучьев прозрачно небо,
Над черным прахом синеет небо,
Как бедно небу земли не жаль.

Сухие листья шуршат о смерти:
Кружась под ветром, шуршат о смерти:
Они блестели, им время тлеть.
Прозрачно небо. Шуршат о смерти
Сухие листья, – чтоб после смерти
В цветах весенних опять блестеть!

– обратим внимание на цветовую гамму стихотворения, какие цвета преобладают, найдите в тексте?(тусклый, черный, синеет, блестели, прозрачно)

– какие образы присутствуют в данном стихотворении (сухие листья, тусклый ветер, синеет небо, прозрачна даль, черный прах, цветы весенние)

– какой образ вам кажется не таким как остальные, иным, и почему? (весенние цветы, они создают жизнерадостное настроение, в отличие от остальных образов)

– итак, какие же черты декаденства мы видим? (темные тона, увядающая природа, тема смерти)

– хорошо, а что нарушает эти черты? (торжество жизни в конце, природа умерла, но чтобы весной снова воскреснуть).

III. Задания по творчеству В. Я. Брюсова.

– Прослушайте задания по пройденному материалу на сегодняшнем уроке и ответьте на вопросы:

  1. К какому поэтическому направлению принадлежал В.Я. Брюсов? (символизм)
  2. Что, с точки зрения Брюсова, являлось задачей символизма? (утончить, изощрить поэтические средства, чтобы лучше выразить мир современника)
  3. Каковы взгляды Брюсова на искусство? В каких произведениях отражены эти взгляды? (искусство самоценно, художественному дару, творчеству поклонялся как божеству; «Юному поэту»)
  4. Какое название носит статья-манифест В.Я. Брюсова
    А. «Ключи Марии»
    Б. «Тяжелые сны»
    В. «Ключи тайн»
    Г. «Творчество»
  5. перечислите стороны дарования В.Я. Брюсова. (лит. критик, переводчик, историк литературы, пушкинист, редакционно-издательская деятельность, теория стиха, исследователь культуры).

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

– Итак, я думаю, мы сегодня проделали большую и интересную работу на уроке: познакомились с творчеством В. Я. Брюсова, проанализировали несколько его стихотворений, сделали много выводов. Проделанная на уроке работа поможет вам при выполнении домашнего задания.

Слушать стихотворение Брюсова Детская

Источник статьи: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/bryusova/detskaya

Мне опять приснились дебри разбор

«Опять сон» В. Брюсов

«Опять сон» Валерий Брюсов

Мне опять приснились дебри,
Глушь пустынь, заката тишь.
Желтый лев крадется к зебре
Через травы и камыш.

Предо мной стволы упрямо
В небо ветви вознесли.
Слышу шаг гиппопотама,
Заросль мнущего вдали.

На утесе безопасен,
Весь я — зренье, весь я — слух.
Но виденья старых басен
Возмущают слабый дух.

Крылья огненного змея
Не затмят ли вдруг закат?
Не взлетит ли, искры сея,
Он над нами, смерти рад?

Из камней не выйдет вдруг ли
Племя карликов ко мне?
Обращая ветки в угли,
Лес не встанет ли в огне?

Месяц вышел. Громче шорох.
Зебра мчится вдалеке.
Лев, взрывая листьев ворох,
Тупо тянется к реке.

Дали сумрачны и глухи.
Хруст слышнее. Страшно. Ведь
Кто же знает: это ль духи
Иль пещеры царь — медведь!

Анализ стихотворения Брюсова «Опять сон»

Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма. Первый собственный сборник стихотворений под названием «Chefs d’oeuvre» (в переводе с французского — «Шедевры») он издал в 1895 году. В то время молодой поэт вообще скромностью не отличался, за что нередко высмеивалось критиками. Свою юность Брюсов искренне считал юностью гения. Дебютную книгу стихов он завещал вечности и искусству. Что касается непосредственно поэзии, то наибольшее влияние на ранее творчество Валерия Яковлевича оказал Поль Верлен.

Стихотворение «Опять сон», написанное в 1895-ом, входит в состав сборника «Chefs d’oeuvre», конкретнее — в цикл «Криптомерии». Назван он в честь вечнозеленого дерева семейства кипарисовых, считающегося символом Японии и нередко встречающегося в поэзии Страны восходящего солнца. Особое место в стихотворении отведено фауне. Поэтический мир Брюсов населяет животными экзотическими (за исключением упомянутого в конце медведя). Речь идет о льве, зебре, гиппопотаме. Ничего удивительного в этом нет. По мнению исследователей, упоминание необычных для России представителей фауна — одна из характерных черт поэзии Серебряного века, наиболее ярко проявившая себя в творчестве Николая Гумилева.

Один из ключевых приемов, используемых в стихотворении, — олицетворение. Природа здесь предстает как живой организм, что вообще свойственно символизму. Кроме того, происходящее с лирическим героем во сне носит сказочный оттенок. Брюсов упоминает старые басни, племя карликов, выходящее из камней. В последних строках стихотворения к сказочности прибавляется мистицизм. Слышнее становится хруст в дали, лирический герой напуган, ведь он не знает, что служит источником звуков — духи или медведь, царь пещеры.

В раннем творчестве Брюсова часто встречается противопоставление мира реального и идеального, действительности и мечты. Достаточно взглянуть только на названия стихотворений и циклов: «Заветный сон», «Новые грезы», «Первые мечты». В некоторой степени относится это и к произведению «Опять сон». Мир, увиденный лирическим героем во сне, — экзотический, мистический, захватывающей. Естественно, он имел мало общего с российской реальностью конца XIX столетия.

Сборник «Chefs d’oeuvre» был не слишком тепло принят современниками. Многие критики отмечали несоответствие названия содержанию книги. Тем не менее, «Chefs d’oeuvre» — важнейшая веха в творчестве Брюсова, своеобразная квинтэссенция его раннего творчества.

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

28.12.2019

Брюсов В. «Опять сон»

Главные герои стихотворения «Опять сон» и их характеристика

  1. Автор. Лирический герой. Поражен красотой дикой природы, мечтатель и фантазер.

План пересказа стихотворения «Опять сон»

  1. Сон
  2. Лев и зебра
  3. Стволы деревьев
  4. Гиппопотам
  5. Утес
  6. Старинные басни
  7. Огненный змей
  8. Карлики
  9. Месяц
  10. Зебра и лев
  11. Хруст
  12. Медведь

Главная мысль стихотворения «Опять сон»
Красота природы будит воображение человека.

Чему учит стихотворение «Опять сон»
Стихотворение учит любить природу, любить животных. Учит мечтать и фантазировать.

Отзыв на стихотворение «Опять сон»
Это очень интересное стихотворение, в котором автор описывает пугающую красоту африканской природы. Эта красота будит его воображение, заставляет вспомнить старинные предания. Стихотворение не веселое и не грустное. Оно мечтательное, ведь это сон.

Анализ стихотворения «Опять сон»
Стихотворение было написано Валерием Брюсовым в 1895 году.
По жанру это пейзажная лирика с элементами мистицизма.
Странным кажется то, что в этом стихотворении поэт говорит об Африке, в которой он окажется несколько лет спустя. Он словно предчувствует свое путешествие.
В стихотворении поэт рассказывает увиденный сон, в котором он с высоты утеса, с безопасного места наблюдает за дикими животными. И при этом вспоминает старинные легенды и предания.
Стихотворный размер хорей, рифмовка перекрестная.

Средства художественной выразительности в стихотворении «Опять сон»
Эпитеты: желтый лев, старых басен, слабый дух, огненного змея, дали сумрачны и глухи.
Метафоры: возмущают дух, затмят закат, взрывая ворох, тупо тянется.
Олицетворения: упрямо вознесли, лес не встанет, месяц вышел.
Перифраз: царь пещеры.

Пословицы к стихотворению «Опять сон»
Жить в добре да в красне хорошо и во сне.
Слаще сна только жизнь.
Сон что богатство, чем больше спишь, тем больше хочется.
Мало спалось, да много виделось.
Око видит далеко, а ум еще дальше.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Опять сон»
Автору приснился сон. Дебри, пустыни, лев, подкрадывающийся к зебре. Огромные стволы деревьев и шаги гиппопотама.
Автор на утесе вспоминает старинные басни. Думает об огненном змее, о карликах, о пожаре в лесу.
Встает месяц. зебра мчится прочь, лев направляется к реке. А странные шорохи неясны, это могут быть духи или медведь.

Мне опять приснились дебри,
Глушь пустынь, заката тишь.
Желтый лев крадется к зебре
Через травы и камыш.

Предо мной стволы упрямо
В небо ветви вознесли.
Слышу шаг гиппопотама,
Заросль мнущего вдали.

На утесе безопасен,
Весь я — зренье, весь я — слух.
Но виденья старых басен
Возмущают слабый дух.

Крылья огненного змея
Не затмят ли вдруг закат?
Не взлетит ли, искры сея,
Он над нами, смерти рад?

Из камней не выйдет вдруг ли
Племя карликов ко мне?
Обращая ветки в угли,
Лес не встанет ли в огне?

Месяц вышел. Громче шорох.
Зебра мчится вдалеке.
Лев, взрывая листьев ворох,
Тупо тянется к реке.

Дали сумрачны и глухи.
Хруст слышнее. Страшно. Ведь
Кто же знает: это ль духи
Иль пещеры царь — медведь!

Валерий Брюсов — Опять сон: Стих

Мне опять приснились дебри,
Глушь пустынь, заката тишь.
Желтый лев крадется к зебре
Через травы и камыш.

Предо мной стволы упрямо
В небо ветви вознесли.
Слышу шаг гиппопотама,
Заросль мнущего вдали.

На утесе безопасен,
Весь я — зренье, весь я — слух.
Но виденья старых басен
Возмущают слабый дух.

Крылья огненного змея
Не затмят ли вдруг закат?
Не взлетит ли, искры сея,
Он над нами, смерти рад?

Из камней не выйдет вдруг ли
Племя карликов ко мне?
Обращая ветки в угли,
Лес не встанет ли в огне?

Месяц вышел. Громче шорох.
Зебра мчится вдалеке.
Лев, взрывая листьев ворох,
Тупо тянется к реке.

Дали сумрачны и глухи.
Хруст слышнее. Страшно. Ведь
Кто же знает: это ль духи
Иль пещеры царь — медведь!

Анализ стихотворения «Опять сон» Брюсова

Молодой Валерий Яковлевич Брюсов на страницах дебютного сборника «Шедевры» пускается в экспериментальные поиски себя и своего поэтического голоса.

Стихотворение написано в 1895 году. Его автору исполнилось 22 года, он студент, рискнувший выпустить в свет сборник стихотворений с вызывающим названием «Шедевры». Уже тогда он закладывал в свое творчество основы символизма. По жанру – пейзажная лирика, по размеру – хорей с перекрестной рифмовкой, 7 строф. Рифмы как открытые, так и закрытые. Лирический герой – сам автор. Композиция сюжетная, приключенческая. Само название подчеркивает, что описанное – лишь сон, и не сказать, что очень уж дурной. Странным образом это раннее стихотворение перекликается с чуть более поздними творениями об Африке Н. Гумилева. Даже сама манера – почти акмеистическая. Забавно, что не бывавший на черном континенте В. Брюсов справился со своей задачей довольно успешно. Надо отметить, что он много лет мечтал-таки Африку посетить, да Первая Мировая война помешала его планам.

Интонация – удивленная, ребяческая. У героя захватывает дух, он и трусит, и жадно интересуется происходящим. В этом сне он уже обжился: мне опять приснились. Уже в первом четверостишии – схватка льва с ничего не подозревающей зеброй, во втором в зарослях ворочается гиппопотам. Герой предусмотрительно устраивается на неком утесе, чтобы быть недоступным для поползновений любого зверя. «Старых басен»: действительно, все животные – из басен И. Крылова или Лафонтена, а то и самого почтенного Эзопа. Далее начинается шквал вопросов. Ну, еще бы: не взлетит ли он над нами? (Животные уже не так страшны, как тот змей. Да и безопасность героя на утесе под вопросом, раз уж у змея есть крылья). Не выйдет ли к нему племя карликов? (Действительно, не знаешь чего и ждать от этих пигмеев). Лес не встанет ли в огне? (Стена огня – зрелищный прием пожаров, по слухам то и дело бушующих в Африке). Наступает ночь, лев, не обращая внимания на докучливую зебру, «тупо тянется к реке». Местность дикая, безлюдная. «Страшно». Уж не духи ли там крадутся? Ведь тогда герой пропал! А может – медведь? Час от часу не легче! На этой драматичной ноте стихотворение завершается. Надо ли удивляться, что это экспрессивное, чуть ироничное стихотворение теперь считается произведением из круга детской литературы. Эпитеты: упрямо, огненного. Повторы: весь я. Инверсия: затмят закат. Олицетворения: лес встанет, месяц вышел.

Произведение «Опять сон» – динамичная сновидческая история из-под пера В. Брюсова.

Источник статьи: https://turkweb.ru/mne-opyat-prisnilis-debri-razbor/

Стихотворение «опять сон» брюсов валерий яковлевич. Стихотворение «будущее» брюсов валерий яковлевич

Валерий Яковлевич Брюсов

Мне опять приснились дебри,
Глушь пустынь, заката тишь.
Желтый лев крадется к зебре
Через травы и камыш.

Предо мной стволы упрямо
В небо ветви вознесли.
Слышу шаг гиппопотама,
Заросль мнущего вдали.

На утесе безопасен,
Весь я — зренье, весь я — слух.
Но виденья старых басен
Возмущают слабый дух.

Крылья огненного змея
Не затмят ли вдруг закат?
Не взлетит ли, искры сея,
Он над нами, смерти рад?

Из камней не выйдет вдруг ли
Племя карликов ко мне?
Обращая ветки в угли,
Лес не встанет ли в огне?

Месяц вышел. Громче шорох.
Зебра мчится вдалеке.
Лев, взрывая листьев ворох,
Тупо тянется к реке.

Дали сумрачны и глухи.
Хруст слышнее. Страшно. Ведь
Кто же знает: это ль духи
Иль пещеры царь — медведь!

Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма. Первый собственный сборник стихотворений под названием «Chefs d’oeuvre» (в переводе с французского — «Шедевры») он издал в 1895 году. В то время молодой поэт вообще скромностью не отличался, за что нередко высмеивался критиками. Свою юность Брюсов искренне считал юностью гения. Дебютную книгу стихов он завещал вечности и искусству. Что касается непосредственно поэзии, то наибольшее влияние на ранее творчество Валерия Яковлевича оказал Поль Верлен.

Стихотворение «Опять сон», написанное в 1895-ом, входит в состав сборника «Chefs d’oeuvre», конкретнее — в цикл «Криптомерии». Назван он в честь вечнозеленого дерева семейства кипарисовых, считающегося символом Японии и нередко встречающегося в поэзии Страны восходящего солнца.

Аллея криптомерий в дзиндзя, префектура Нагано

Особое место в стихотворении отведено фауне. Поэтический мир Брюсов населяет животными экзотическими (за исключением упомянутого в конце медведя). Речь идет о льве, зебре, гиппопотаме. Ничего удивительного в этом нет. По мнению исследователей, упоминание необычных для России представителей фауна — одна из характерных черт поэзии Серебряного века, наиболее ярко проявившая себя в творчестве Николая Гумилева.

Один из ключевых приемов, используемых в стихотворении, — олицетворение. Природа здесь предстает как живой организм, что вообще свойственно символизму. Кроме того, происходящее с лирическим героем во сне носит сказочный оттенок. Брюсов упоминает старые басни, племя карликов, выходящее из камней. В последних строках стихотворения к сказочности прибавляется мистицизм. Слышнее становится хруст в дали, лирический герой напуган, ведь он не знает, что служит источником звуков — духи или медведь, царь пещеры.

В раннем творчестве Брюсова часто встречается противопоставление мира реального и идеального, действительности и мечты. Достаточно взглянуть только на названия стихотворений и циклов: «Заветный сон», «Новые грезы», «Первые мечты». В некоторой степени относится это и к произведению «Опять сон». Мир, увиденный лирическим героем во сне, — экзотический, мистический, захватывающий. Естественно, он имел мало общего с российской реальностью конца XIX столетия.

Сборник «Chefs d’oeuvre» был не слишком тепло принят современниками. Многие критики отмечали несоответствие названия содержанию книги. Тем не менее, «Chefs d’oeuvre» — важнейшая веха в творчестве Брюсова, своеобразная квинтэссенция его раннего творчества.

Будущее!
Интереснейший из романов!
Книга, что мне не дано прочитать!
Край, прикрытый прослойкой туманов!
Храм, чья постройка едва начата!

Еще стихотворения:

  1. Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Но, как веревочка ни вьется, Добру вовеки быть добром, И непрощенным остается Зло.
  2. Рыцари из романов С гонором боевым Нежно и неустанно Служили дамам своим. Если же сердце дамы Охладевало вмиг, Рыцари из романов Не упрекали их. Рыцари из романов Умели все понимать.
  3. Вот и рухнула, как лавина, Жизни первая половина. и густа еще пыль обвала, Прах былого еще клубится, Оглянуться еще не смею. Только будущее маячит. Только будущее маячит И еще ничего.
  4. Христос. Где ты, Христос, сияющий лучами Бессмертной истины, свободы и любви. Взгляни,- твой храм опять поруган торгашами, И меч, что ты принес, запятнан весь руками, Повинными в страдальческой крови. Взгляни.
  5. Среди дубравы Блестит крестами Храм пятиглавый С колоколами. Их звон призывный Через могилы Гудит так дивно И так уныло! К себе он тянет Неодолимо, Зовет и манит Он в край.
  6. Ах, как же нужно бережно со светом, Когда — свеча! И пылкого сиянья, вроде, нету — А горяча. И потому погаснет, встрепенувшись, Едва дохнешь, — Без нежности она приходит в.
  7. Ты — женщина, ты — книга между книг, Ты — свернутый, запечатленный свиток; В его строках и дум и слов избыток, В его листах безумен каждый миг. Ты — женщина.
  8. Мы пришли в этот храм не венчаться, Мы пришли этот храм не взрывать, Мы пришли в этот храм попрощаться, Мы пришли в этот храм зарыдать. Потускнели скорбящие лики И уже.
  9. Одинок месяц плыл, зыбляся в тумане, Одинок воздыхал витязь на кургане. Свежих трав не щипал конь его унылый, «Конь мой, конь, верный конь, понесемся к милой! Не к добру грудь.
  10. Расстались мы, но твой портрет Я на груди своей храню: Как бледный призрак лучших лет, Он душу радует мою. И, новым преданный страстям, Я разлюбить его не мог: Так храм.
  11. Я не люблю тебя; страстей И мук умчался прежний сон; Но образ твой в душе моей Все жив, хотя бессилен он; Другим предавшися мечтам, Я все забыть его не мог;.
  12. После тех самых путей и перепутий, Мимо зеркала теней, все напевы в мечтах, Под семицветием радуги медля в пышном приюте, Где девятой Каменой песнь была начата, — Я роком был.
  13. (31 декабря 1916 г.) Куранты пробили…и вот под бранный дым и гром Сатурн венчает Новый год железом и огнем. Встаем мы вновь среди друзей, бокалами звеня, И есть для Родины.
  14. Рите Как летом хорошо — кругом весна! то в головах поставлена сосна, то до конца не прочитать никак китайский текст ночного тростника, то яростней горошины свистка шмель виснет над пионами.
  15. Тревожно мне И не с кем поделиться Бессрочным одиночеством своим. Вон той звезде простуженной не спится. Открыл окно — давай поговорим. Я тишины окрестной не нарушу, Лишь чье-то имя вымолвлю.

Вы сейчас читаете стих Будущее, поэта Брюсов Валерий Яковлевич

Не надо заносчивых слов,
Не надо хвальбы неуместной.
Пред строем опасных врагов
Сомкнемся спокойно и тесно.

Не надо обманчивых грез,
Не надо красивых утопий;
Но Рок подымает вопрос:
Мы кто в этой старой Европе?

Случайные гости? Орда,
Пришедшая с Камы и с Оби,
Что яростью дышит всегда,
Все губит в бессмысленной злобе?

Иль мы — тот великий народ,
Чье имя не будет забыто,
Чья речь и поныне поет
Созвучно с напевом санскрита?

Иль мы — тот народ-часовой,
Сдержавший напоры монголов,
Стоявший один под грозой
В века испытаний тяжелых?

Иль мы — тот народ, кто обрел
Двух сфинксов на отмели невской,
Кто миру титанов привел,
Как Пушкин, Толстой, Достоевский?

Да, так, мы — славяне! Иным
Доныне ль наш род ненавистен?
Легендой ли кажутся им
Слова исторических истин?

И что же! священный союз
Ты видишь, надменный германец?
Не с нами ль свободный француз,
Не с нами ль свободный британец?

Не надо заносчивых слов,
Не надо хвальбы величавой,
Мы явим пред ликом веков,
В чем наше народное право.

Не надо несбыточных грез,
Не надо красивых утопий.
Мы старый решаем вопрос:
Кто мы в этой старой Европе?

Еще стихотворения:

  1. Половой вопрос, и половой ответ играют немаловажную роль в жизни общества и отдельного индивидуума; видимо-невидимо индивидуумов интересует половой вопрос и половой ответ. Мне уже за 50 лет. Видимо, мне уже.
  2. Гражданин Молчи, толпа. Твой детский ропот Тревожит мирный сон граждан. Ужели был напрасно дан Тебе на свете долгий опыт. Тебя, капризную толпу, Ведем мы к истине, к науке, И, яркий.
  3. Послушать вас — вам все сродни на свете. Заговорят случайно о Гамбетте — Окажется Гамбетта ваш confrere*; Рошфор — ваш кум, граф Бисмарк — друг завзятый, Гюго — земляк, и.
  4. Леший старый ли, серый волк ли — Все хоронятся в дебрь и глушь: Их беседы с людьми умолкли, Не постигнуть им новых душ, Душ, сегодня держащих власть, Чтобы завтра уйти.
  5. Domine, libera nos a furore normannorum! Еще один общественный вопрос Прибавился в общественном сознаньи: Кто были те, от коих имя «Росс» К нам перешло, по древнему сказанью? Из-за моря тогда.
  6. Где волной сребряно-шумной Бьет Нарова о гранит, Тщетно в ярости безумной За волной волну клубит, — На горе есть замок древний. Меч и времени рука, Истребив окрест деревни, Пощадили старика.
  7. Высокая пред нами цель — Изящное искусство! Прияла нас их колыбель, Воспитывало чувство. Сияет светлый храм вдали, В нем звуки и движенье — Вот наше место на земли, Вот наше.
  8. Ромашки спрятались, поникли лютики, Когда застыла я от горьких слов. Зачем вы, девочки, красивых любите? — Непостоянная у них любовь. Сняла решительно пиджак наброшенный, — Казаться гордою хватило сил. Eму.
  9. Поэт ли тот, кто с первых дней созданья Зерно небес в душе своей открыл, И как залог верховного призванья Его в груди заботливо хранил? Кто меж людей душой уединялся, Кто.
  10. Вся жизнь моя — как сине море, С ветрами буйными в раздоре — Бушует, пенится, кипит, Волнами плещет и шумит. Уступят ветры — и оно Сровняется, как полотно. Иной порою.
  11. Есть грустная правда в старинной легенде… Вы этой легенде, прошу вас, поверьте… В узорчатом тереме, дивном и древнем, Жила белолицая дева — царевна. А в каменном замке, под сенью зеленой.
  12. Зубцами белая ограда, Прорезы узкие бойниц, У стен зеленая прохлада, Кресты и мраморы гробниц. Широкоствольная аллея, Корней извилистый узор. В закатном золоте алея, Сомкнулся лиственный шатер. Гуденье пчел отягощенных, Медвяный.
  13. Вот и настал последний час… Племянник, слушай старика. Тебя я бранивал не раз И за глазами и в глаза: Я был брюзглив — да как же быть! Не научился я.
  14. Вы шумите, шумите Надо мною, березы, Колыхайтесь, ведите Свой напев вековой. А я лягу, прилягу Возле старой дороги, На душистом покосе, На траве молодой. А я лягу, прилягу Возле старой.
  15. Земли, полуднем раскаленной, Не освежила ночи мгла. Заснул Тифлис многобалконный; Гора темна, луна тепла… Кура шумит, толкаясь в темный Обрыв скалы живой волной… На той скале есть домик скромный, С.

Вы сейчас читаете стих Старый вопрос, поэта Брюсов Валерий Яковлевич

Поэтическая тетрадь

Валерий Брюсов «Опять сон»

Введение

Валерий Яковлевич Брюсов родился 13 декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье. Писать стихи он начал уже в 8 лет. Уже в студенческие годы он заявляет о себе, как о поэте нового направления- символизма: издал сборник «Русские символисты»

Те, кто в своих стихах используют слова-символы.

Опознавательный знак, примета.

Солнце — жизнь, тепло, счастье, радость.

Звезда — рождение нового человека.

В 1899г. Брюсов стал одним из организаторов московского издательства «Скорпион», объединившего сторонников нового искусства. Под его руководством создается альманах «Северные цветы», с выходом которого символизм оформился, как самостоятельное течение.

Сборник произведений, посвященных одной теме.

Брюсов организовал высший литературно-художественный институт. Умер Валерий Яковлевич 9 октября 1924г. в Москве.

Чтение с комментированием

Мы сейчас прочитаем одно из замечательных произведений Валерия Яковлевича «Опять сон». Но прежде чем начнем, прочтите название и подумайте о чем, на ваш взгляд, пойдет речь?

К этому вопросу мы вернемся немного позже, а сейчас подумаем над тем, что означают слова ДЕБРИ и ГИППОПОТАМ

Дебриместо, заросшее непроходимым лесом .

Гиппопотамбегемот

Каким представляется лирический герой? Кстати, а кто такой лирический герой? (Лирический герой — тот, кто наблюдает, делится своими впечатлениями, чувствами, переживаниями.)

Кто в произведении является лирическим героем? ( лирический герой — сам автор)

Почему лирическому герою снятся дебри? Как это его характеризует? (Дебри — это лес. Значит, лирический герой любит природу, обожествляет ее.)

Какие чувства испытывает лирический герой в данный момент? (Восторг, удивление, восхищение)

Почему лев крадется к зебре? Как это характеризует льва? (Хитрый, осторожный, решительный, стремительный, наблюдательный)

Какие из этих качеств можно приписать лирическому герою и почему? (Осторожный, т.к. не приближается ко льву; решительный и стремительный — он поставил перед собой цель и хочет ее достичь: наблюдательный — замечает все, что делает лев)

Что значит «Стволы упрямо в небо ветви вознесли»? О ком так говорим? (О человеке)

Какой прием использует поэт? ( Олицетворение)

Подумайте какие чувства вызывает у лирического героя гиппопотам? Как он к нему относится? (Чувство гордости за природу, восторг и восхищение ее силой, мощью обитателей леса)

Что такое утес? ( Гора)

Предположите, почему лирический герой забирается на утес? (Возможно потому, что здесь безопасно, а может потому, что с утеса лучше видно)

Как вы думаете, что такое видение? (Что-то несуществующее; то, что кажется)

Змей буквально переводится — ползущий по земле, «огненный змей» — огонь, ползущий по земле. Это было настоящей катастрофой и только дождь мог затушить огонь. Какие чувства мог вызвать этот образ?

(Страх, опасность, отвращение)

Что такое закат? Когда он наблюдается? (Закат — это явление природы. ​Наблюдается он вечером)

Опишите его и то, какие чувства он вызывает. (Красота. Предвосхищение)

Какими другими словами можно заменить слова «затмят» и «сея» ? (Заслонят, закроют; бросая)

Кто такие карлики? (Маленькие люди. Возможно здесь автор имеет ввиду гномов, которые выходят из камней)​

Как вы понимаете выражение «превращая ветви в угли»? (Сжигая, уничтожая все живое )

Как вы считаете какие чувства эта картина пробуждает у лирического героя? (Чувство жалости к природе, сожаления, чувство боли, что такая красота погибает )

Обратите внимание на то, что в 6 строфе мы вновь встречаемся с зеброй, только теперь она уже мчится. (Возможно она мчится от пожара, ото льва )

Почему на ваш взгляд лев тянется к реке? (Мы говорили об огненном змее, который взлетел и сыплет искры, возможно лев тянется реке, спасаясь от пожара )

Представьте себя на его месте, что, по вашему мнению, он испытывает? (Нестерпимую боль, боязнь, грусть, отчаянье )

Можно ли приписать эти чувства лирическому герою? ( Можно, так как он жалеет природу )

Прочитайте последнюю строфу и подумайте, почему «хруст слышнее», почему лирическому герою страшно? (Хруст слышнее, так как все стихло, лес в ожидании чего то, в напряжении и от этой тишины герою не по себе )

По вашему мнению, кто такие духи? (Духи — души умерших людей. )

Как вы считаете кого лирический герой боится больше, духов или медведя? Почему? (Медведя, так как духи ничего не сделают. )

Теперь давайте дадим лирическому герою наиболее полную характеристику. (Любит жизнь и природу. Живет в гармонии с природой. Испытывает восторг от увиденного, удивление,

чувство гордости за красоту родной природы. Человек эмоциональный, благородный, добрый, отзывчивый, щедрый, решительный, наблюдательный, стремительный, осторожный, испытывает чувство жалости к природе. )

Мир очень интересен, богат, таинственен, очень важно уметь восторгаться, восхищаться им, задумываться, что происходит в природе, беречь ее.

Почему стихотворение называется «Опять сон»? (Здесь лирический герой говорит и о духах, и о огненном змее, о карликах, об африканских животных и о медведе. Он видит сразу несовместимые вещи, а такое бывает только во сне. )

Познакомились с биографией и творчеством Валерия Яковлевича Брюсова. Читали и нализировали его стихотворение «Опять сон». Отметили, что один из ключевых приемов, используемых в произведении — олицетворение. Природа здесь предстает как живой организм, а происходящее с лирическим героем во сне носит сказочный оттенок. Брюсов упоминает старые басни, племя карликов, выходящее из камней. В последних строках стихотворения к сказочности прибавляется мистицизм. Слышнее становится хруст в дали, лирический герой напуган, ведь он не знает, что служит источником звуков — духи или медведь, царь пещеры.

Источник статьи: https://sportinsider.ru/ochischenie-i-ozdorovlenie/stihotvorenie-opyat-son-bryusov-valerii-yakovlevich-stihotvorenie.html

Опять сон валерий брюсов. Стихотворение «будущее» брюсов валерий яковлевич

Не надо заносчивых слов,
Не надо хвальбы неуместной.
Пред строем опасных врагов
Сомкнемся спокойно и тесно.

Не надо обманчивых грез,
Не надо красивых утопий;
Но Рок подымает вопрос:
Мы кто в этой старой Европе?

Случайные гости? Орда,
Пришедшая с Камы и с Оби,
Что яростью дышит всегда,
Все губит в бессмысленной злобе?

Иль мы — тот великий народ,
Чье имя не будет забыто,
Чья речь и поныне поет
Созвучно с напевом санскрита?

Иль мы — тот народ-часовой,
Сдержавший напоры монголов,
Стоявший один под грозой
В века испытаний тяжелых?

Иль мы — тот народ, кто обрел
Двух сфинксов на отмели невской,
Кто миру титанов привел,
Как Пушкин, Толстой, Достоевский?

Да, так, мы — славяне! Иным
Доныне ль наш род ненавистен?
Легендой ли кажутся им
Слова исторических истин?

И что же! священный союз
Ты видишь, надменный германец?
Не с нами ль свободный француз,
Не с нами ль свободный британец?

Не надо заносчивых слов,
Не надо хвальбы величавой,
Мы явим пред ликом веков,
В чем наше народное право.

Не надо несбыточных грез,
Не надо красивых утопий.
Мы старый решаем вопрос:
Кто мы в этой старой Европе?

Еще стихотворения:

  1. Половой вопрос, и половой ответ играют немаловажную роль в жизни общества и отдельного индивидуума; видимо-невидимо индивидуумов интересует половой вопрос и половой ответ. Мне уже за 50 лет. Видимо, мне уже.
  2. Гражданин Молчи, толпа. Твой детский ропот Тревожит мирный сон граждан. Ужели был напрасно дан Тебе на свете долгий опыт. Тебя, капризную толпу, Ведем мы к истине, к науке, И, яркий.
  3. Послушать вас — вам все сродни на свете. Заговорят случайно о Гамбетте — Окажется Гамбетта ваш confrere*; Рошфор — ваш кум, граф Бисмарк — друг завзятый, Гюго — земляк, и.
  4. Леший старый ли, серый волк ли — Все хоронятся в дебрь и глушь: Их беседы с людьми умолкли, Не постигнуть им новых душ, Душ, сегодня держащих власть, Чтобы завтра уйти.
  5. Domine, libera nos a furore normannorum! Еще один общественный вопрос Прибавился в общественном сознаньи: Кто были те, от коих имя «Росс» К нам перешло, по древнему сказанью? Из-за моря тогда.
  6. Где волной сребряно-шумной Бьет Нарова о гранит, Тщетно в ярости безумной За волной волну клубит, — На горе есть замок древний. Меч и времени рука, Истребив окрест деревни, Пощадили старика.
  7. Высокая пред нами цель — Изящное искусство! Прияла нас их колыбель, Воспитывало чувство. Сияет светлый храм вдали, В нем звуки и движенье — Вот наше место на земли, Вот наше.
  8. Ромашки спрятались, поникли лютики, Когда застыла я от горьких слов. Зачем вы, девочки, красивых любите? — Непостоянная у них любовь. Сняла решительно пиджак наброшенный, — Казаться гордою хватило сил. Eму.
  9. Поэт ли тот, кто с первых дней созданья Зерно небес в душе своей открыл, И как залог верховного призванья Его в груди заботливо хранил? Кто меж людей душой уединялся, Кто.
  10. Вся жизнь моя — как сине море, С ветрами буйными в раздоре — Бушует, пенится, кипит, Волнами плещет и шумит. Уступят ветры — и оно Сровняется, как полотно. Иной порою.
  11. Есть грустная правда в старинной легенде… Вы этой легенде, прошу вас, поверьте… В узорчатом тереме, дивном и древнем, Жила белолицая дева — царевна. А в каменном замке, под сенью зеленой.
  12. Зубцами белая ограда, Прорезы узкие бойниц, У стен зеленая прохлада, Кресты и мраморы гробниц. Широкоствольная аллея, Корней извилистый узор. В закатном золоте алея, Сомкнулся лиственный шатер. Гуденье пчел отягощенных, Медвяный.
  13. Вот и настал последний час… Племянник, слушай старика. Тебя я бранивал не раз И за глазами и в глаза: Я был брюзглив — да как же быть! Не научился я.
  14. Вы шумите, шумите Надо мною, березы, Колыхайтесь, ведите Свой напев вековой. А я лягу, прилягу Возле старой дороги, На душистом покосе, На траве молодой. А я лягу, прилягу Возле старой.
  15. Земли, полуднем раскаленной, Не освежила ночи мгла. Заснул Тифлис многобалконный; Гора темна, луна тепла… Кура шумит, толкаясь в темный Обрыв скалы живой волной… На той скале есть домик скромный, С.

Вы сейчас читаете стих Старый вопрос, поэта Брюсов Валерий Яковлевич

Поэтическая тетрадь

Валерий Брюсов «Опять сон»

Введение

Валерий Яковлевич Брюсов родился 13 декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье. Писать стихи он начал уже в 8 лет. Уже в студенческие годы он заявляет о себе, как о поэте нового направления- символизма: издал сборник «Русские символисты»

Те, кто в своих стихах используют слова-символы.

Опознавательный знак, примета.

Солнце — жизнь, тепло, счастье, радость.

Звезда — рождение нового человека.

В 1899г. Брюсов стал одним из организаторов московского издательства «Скорпион», объединившего сторонников нового искусства. Под его руководством создается альманах «Северные цветы», с выходом которого символизм оформился, как самостоятельное течение.

Сборник произведений, посвященных одной теме.

Брюсов организовал высший литературно-художественный институт. Умер Валерий Яковлевич 9 октября 1924г. в Москве.

Чтение с комментированием

Мы сейчас прочитаем одно из замечательных произведений Валерия Яковлевича «Опять сон». Но прежде чем начнем, прочтите название и подумайте о чем, на ваш взгляд, пойдет речь?

К этому вопросу мы вернемся немного позже, а сейчас подумаем над тем, что означают слова ДЕБРИ и ГИППОПОТАМ

Дебриместо, заросшее непроходимым лесом .

Гиппопотамбегемот

Каким представляется лирический герой? Кстати, а кто такой лирический герой? (Лирический герой — тот, кто наблюдает, делится своими впечатлениями, чувствами, переживаниями.)

Кто в произведении является лирическим героем? ( лирический герой — сам автор)

Почему лирическому герою снятся дебри? Как это его характеризует? (Дебри — это лес. Значит, лирический герой любит природу, обожествляет ее.)

Какие чувства испытывает лирический герой в данный момент? (Восторг, удивление, восхищение)

Почему лев крадется к зебре? Как это характеризует льва? (Хитрый, осторожный, решительный, стремительный, наблюдательный)

Какие из этих качеств можно приписать лирическому герою и почему? (Осторожный, т.к. не приближается ко льву; решительный и стремительный — он поставил перед собой цель и хочет ее достичь: наблюдательный — замечает все, что делает лев)

Что значит «Стволы упрямо в небо ветви вознесли»? О ком так говорим? (О человеке)

Какой прием использует поэт? ( Олицетворение)

Подумайте какие чувства вызывает у лирического героя гиппопотам? Как он к нему относится? (Чувство гордости за природу, восторг и восхищение ее силой, мощью обитателей леса)

Что такое утес? ( Гора)

Предположите, почему лирический герой забирается на утес? (Возможно потому, что здесь безопасно, а может потому, что с утеса лучше видно)

Как вы думаете, что такое видение? (Что-то несуществующее; то, что кажется)

Змей буквально переводится — ползущий по земле, «огненный змей» — огонь, ползущий по земле. Это было настоящей катастрофой и только дождь мог затушить огонь. Какие чувства мог вызвать этот образ?

(Страх, опасность, отвращение)

Что такое закат? Когда он наблюдается? (Закат — это явление природы. ​Наблюдается он вечером)

Опишите его и то, какие чувства он вызывает. (Красота. Предвосхищение)

Какими другими словами можно заменить слова «затмят» и «сея» ? (Заслонят, закроют; бросая)

Кто такие карлики? (Маленькие люди. Возможно здесь автор имеет ввиду гномов, которые выходят из камней)​

Как вы понимаете выражение «превращая ветви в угли»? (Сжигая, уничтожая все живое )

Как вы считаете какие чувства эта картина пробуждает у лирического героя? (Чувство жалости к природе, сожаления, чувство боли, что такая красота погибает )

Обратите внимание на то, что в 6 строфе мы вновь встречаемся с зеброй, только теперь она уже мчится. (Возможно она мчится от пожара, ото льва )

Почему на ваш взгляд лев тянется к реке? (Мы говорили об огненном змее, который взлетел и сыплет искры, возможно лев тянется реке, спасаясь от пожара )

Представьте себя на его месте, что, по вашему мнению, он испытывает? (Нестерпимую боль, боязнь, грусть, отчаянье )

Можно ли приписать эти чувства лирическому герою? ( Можно, так как он жалеет природу )

Прочитайте последнюю строфу и подумайте, почему «хруст слышнее», почему лирическому герою страшно? (Хруст слышнее, так как все стихло, лес в ожидании чего то, в напряжении и от этой тишины герою не по себе )

По вашему мнению, кто такие духи? (Духи — души умерших людей. )

Как вы считаете кого лирический герой боится больше, духов или медведя? Почему? (Медведя, так как духи ничего не сделают. )

Теперь давайте дадим лирическому герою наиболее полную характеристику. (Любит жизнь и природу. Живет в гармонии с природой. Испытывает восторг от увиденного, удивление,

чувство гордости за красоту родной природы. Человек эмоциональный, благородный, добрый, отзывчивый, щедрый, решительный, наблюдательный, стремительный, осторожный, испытывает чувство жалости к природе. )

Мир очень интересен, богат, таинственен, очень важно уметь восторгаться, восхищаться им, задумываться, что происходит в природе, беречь ее.

Почему стихотворение называется «Опять сон»? (Здесь лирический герой говорит и о духах, и о огненном змее, о карликах, об африканских животных и о медведе. Он видит сразу несовместимые вещи, а такое бывает только во сне. )

Познакомились с биографией и творчеством Валерия Яковлевича Брюсова. Читали и нализировали его стихотворение «Опять сон». Отметили, что один из ключевых приемов, используемых в произведении — олицетворение. Природа здесь предстает как живой организм, а происходящее с лирическим героем во сне носит сказочный оттенок. Брюсов упоминает старые басни, племя карликов, выходящее из камней. В последних строках стихотворения к сказочности прибавляется мистицизм. Слышнее становится хруст в дали, лирический герой напуган, ведь он не знает, что служит источником звуков — духи или медведь, царь пещеры.

Фокина Лидия Петровна В. Я. Брюсов «Опять сон, «Детская». Литературное чтение, 4 кдасс

ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ БРЮСОВ
«ОПЯТЬ СОН», «ДЕТСКАЯ»

Цель: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством В. Я. Брюсова

  1. расширять кругозор учащихся;
  2. развивать воображение учащихся, грамотную, выразительную речь;
  3. воспитывать любовь к чтению через творчество В. Я. Брюсова

I. Организационный момент

II.Работа со скороговорками и пятиминутное чтение

III. Введение в тему. Актуализация знаний

Сегодня мы открываем новый раздел. Как он называется?

Рассмотрите иллюстрации к разделу на с.67 и предположите, о чём мы будем читать произведения, на какую тему.

2.Беседа о содержании раздела, его особенностях

Как, по-вашему, какие произведения мы будем читать в разделе, чем они будут отличаться от уже изученных? Ведь предыдущие разделы тоже были посвящены детям?

Чем стихи отличаются от прозы?

В стихах есть ритм, рифма. Отличаются краткостью, точностью.

Открывают новую поэтическую тетрадь стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова. Знакома ли вам эта фамилия? Слышали ли вы произведения поэта?

(Могут затрудниться с ответом)

IV. Знакомство с жизнью и творчеством поэта.

Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря 1873 года в Москве в купеческой семье, где увлекались философией, литературой, науками. Дед со стороны матери был поэтом-самоучкой, писал сказки, басни. Писал стихи и отец Брюсова. Читать Валера научился в четыре года по газетам и «с тех пор непрерывно поглощал книги». Читал он много, и круг его домашнего чтения был достаточно широк: биографии великих людей, которые мальчик зачастую выучивал наизусть, сочинения по естественной истории, произведения Жюля Верна, Фенимора Купера, Майна Рида.

Свободная атмосфера родительского дома способствовала тому, что Валерий рос живым и любознательным мальчиком. Вместо игрушек родители покупали ему модели паровых машин и приборы для физических и электрических опытов. Не удивительно, что десятилетний Брюсов мечтает стать изобретателем или путешественником. Но, учась в гимназии, увлекается литературой. Окончив в 1899 году Московский университет, посвящает себя литературной деятельности.

В студенческие годы выходят в свет первые стихотворения Валерия Брюсова. Но Брюсов-студент не чувствовал себя новичком в поэзии: сочинять он стал с 8 лет, а в 17 лет написал за один год почти две тысячи строк. С первых же шагов Брюсов не желает идти по стопам пушкинских или некрасовских подражателей, он твёрдо верит в свою звезду родоначальника новой поэзии, он убеждён в том, что будущее принадлежит такому искусству, которое с наибольшей силой выразит переживания и стремления яркой и независимой личности.

В 1900 году был напечатан ещё один сборник стихотворений В. Брюсова, на который сам поэт возлагал большие надежды, и он не обманулся. Именно стихотворения сборника «Третья стража» принесли ему признание. После выхода в свет этого сборника он окончательно завоёвывает признание и в петербургских литературных кругах, куда его ввёл Константин Бальмонт.

Но этого ему недостаточно. Брюсов мечтает стать «новым Пушкиным» — поэтом, чьё имя будет известно во всех уголках страны. Он неустанно изучает Пушкина — биографию, стихотворную технику — и даже дописывает его неоконченную поэму «Египетские ночи», в итоге он становится одним из видных пушкинистов начала века. Занимается он и переводами. В 1913 году вышел первый том «Полного собрания сочинений и переводов» В. Брюсова. Задумано было 25 томов, но свет увидели только 8 — из-за закрытия издательства.

После его смерти (9 октября 1924 г.) один из его современников, поэт Владимир Пяст, назовёт Брюсова «вечным работником».

Что особенно запомнилось? Что поразило?

V. Работа над произведениями.

Сегодня мы познакомимся с двумя стихотворениями Валерия Брюсова: «Опять сон» и «Детская».

1.Работа над стихотворением «Опять сон»

Наверняка вам снятся сны. А что вы видите в них?

А вот какой сон приснился поэту.

Учитель выразительно читает стихотворение «Опять сон».

Какие картины вам представились?

Непроходимый лес. Пустыня. Крадётся жёлтый лев. Огромное дерево, ветви котрого подняты вверх. Гиппопотам…

Видели ли вы что-нибудь подобное?

Почему воспоминания об этом детском сне сохранились у поэта?

«Мне опять приснились дебри..» Возможно, этот сон поэт видел несколько раз, поэтому и сохранились воспоминания о нём

Источник статьи: https://1kingvape.ru/dizajjn-vannojj-komnaty/opyat-son-valerii-bryusov-stihotvorenie-budushchee-bryusov-valerii.html